ГОСТИНАЯ "ВК": "БОЮСЬ, БУНИН НАС БЫ НЕ ПРОСТИЛ"

Газета "Вятский край"
13.03.2001
Николай Пересторонин

Андрей Смирнов, снявший "Белорусский вокзал" (1970) и "Осень" (1975), в Кирове никогда не был, но побывать здесь всегда хотел. ... И когда директор Кировского центра российского кино – кинотеатра "Дружба" – В.С. Гурдюмова предложила ему, исполнителю роли Ивана Бунина в фильме "Дневник его жены", представить эту кинокартину Алексея Учителя вятскому зрителю, Андрей Сергеевич с радостью согласился. ...

— Дуня Смирнова написала сценарий художественного фильма "Дневник его жены", и главную роль, писателя и нобелевского лауреата, писала специально для Вас. Как Вы встретили это?

— В штыки! Потому что представлял, с каким бешенством отнесся бы к этой идее Иван Алексеевич. Он был смелый человек, на глазах русского Парижа отважился поселить в своем доме любовницу, которая была моложе его жены на двадцать лет. Но приходил в ярость от одной мысли, что кто-то будет копаться в его личной жизни. Возмущался, что после смерти классиков издают их письма. И просил друзей уничтожать его письма к ним.

— И все-таки Вы сыграли роль Бунина. Значит, компромисс был найден?

— Мы поклялись, что, когда привезем фильм "Дневник его жены" в Париж, пойдем всей съемочной группой на кладбище Сен-Женевьев де Буа, положим на могилу Ивана Алексеевича цветы и попросим у него прощения. Не думаю, чтобы он нас простил.

— Вы и от зрителей ждали такой же реакции?

— Опасался, что среднее поколение будет воспринимать болезненно. На московскую премьеру пришли директор, завуч и целая команда учителей из школы, где учится уже четвертое поколение моих детей, – а педагогический вкус, согласитесь, достаточно своеобразный, и они-то бы высказали мне все в лицо, если бы было что-то не так. К счастью, нет. И я не вижу в картине "Дневник его жены" ничего такого, что потребовало бы опыта специфического восприятия. Любовь, страсть, жизнь, смерть, одиночество – вот о чем фильм, который прекрасно принимали в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве. В Киеве на премьере был двухтысячный зал.

— Как Вам работалось с молодой командой исполнителей в фильме "Дневник его жены"?

— Легко. Хотя кино – система потогонная, траты нервные и физические огромны. Были сцены, когда мы с Галиной Тюниной, моей партнершей по фильму, находились в кадре по двадцать семь часов подряд. Надо еще учесть, что это была самая холодная осень в Крыму за последние сорок лет. Температура не выше пяти градусов, а женщины в легких шелковых платьях, купальниках, мужчины в летних костюмах. Заканчивалась съемка эпизода, мы кутались во что-то, бежали к осветительным приборам – греться.

В остальном – сплошное удовольствие. Надо отдать должное Алексею Учителю, он прекрасно знает, чего хочет. Галина Тюнина, Ольга Будина, Женя Миронов, Сергей Виноградов – прекрасные актеры, партнеры. Юрий Клименко – оператор мирового класса, Леонид Десятников – автор прекрасной музыки к фильму. И рабочие, осветители – настоящие профессионалы, такой команды я давно не встречал на съемочной площадке. ...

— Вы же насквозь пропитались [Буниным]: читали много его произведений, видели редкие его фотографии, изучали письма, дневники, бывали на его родине, разговаривали с бунинскими мужиками. И даже внешне стали на него похожи...


— Я думаю, что Учитель выбрал меня на эту роль потому, что у меня на морде написана жизнь, которую я прожил, драмы, которые я пережил как человек и профессионал. Может быть, его подкупала еще и врожденная способность впадать в необузданную и беспричинную ярость. И если говорить о сходстве, то, возможно, у нас одинаковые недостатки. А до достоинств Бунина мне далеко...

...