ДУНЯ СМИРНОВА: МЕНЯ ЗАБОТИТ ТОЛЬКО ОДИН ЧИТАТЕЛЬ – РЕЖИССЕР

Журнал "Искусство кино" №3
2004
И. Каплан

...

— Часто ли основой Ваших сценариев становятся реальные события?

— Никогда. Если Вы имеете в виду "Дневник его жены", то пока эти события для меня были реальными, я не могла писать. Начала только тогда, когда собственная фантазия угнездилась в этих событиях, согрелась там, нашла удобное положение и научилась полноценно и уютно жить. ...

— Вы как-то говорили, что при написании сценария "Дневник его жены" у Вас не было доступа к архивам Бунина и приходилось руководствоваться какими-то обрывками, слухами. После выхода фильма была ли возможность проверить картину на предмет "ляпов", и много ли их оказалось?

— Ох, это больная тема. В прошлом году должны были открыть архив Буниных, хранящийся в университете города Лидса. Я мечтаю туда поехать, но для доступа в архив нужен специальный грант (не в смысле денег, а в смысле рекомендации). У меня его нет. А публикаций из архива тоже пока не было. Жду с дрожью.

— Как считаете, допустима ли в игровом фильме о реальном историческом персонаже авторская интерпретация и фантазия на тему?

— Довольно каверзно с Вашей стороны адресовать мне этот вопрос. Вообще-то недопустима. Но кино нарушало и будет нарушать этот запрет.

— Что привлекло Вас в истории Бунина, как Вы пришли к мысли о сценарии на эту тему? Долго ли "Дневник его жены" пролежал в столе?

— Стыдно признаться, но первоначально привлекло портретное сходство артиста Смирнова и писателя Бунина. Потом уже мучительно ломала голову, пытаясь понять, как же Бунин и те, кто его окружал, могли выдержать такую жизнь. Потом всей душой думала о его одиночестве. Эх, если бы можно было сейчас заново написать этот сценарий, я бы все совсем иначе сделала! В строгом смысле слова "Дневник" вообще не лежал в столе. Мы три года не могли запуститься, и все три года я переписывала сценарий. ...