ИЗ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ АЛЕКСЕЯ УЧИТЕЛЯ

rockfilm.ru

"Источники для фильма – это, в основном, дневники – жены Бунина, самого Бунина, писателя Гурова, дневник Галины Кузнецовой, который так и называется "Грасский дневник". Но дело в том, что в том же "Грасском дневнике" вы ни слова не найдете, что существовала некая любовь Бунина и Галины. Все завуалировано, все как бы – "я ученица и не более того". Хотя эта история была известна практически всей эмиграции. Поэтому, если мы что-то и добавили от себя, – то исключительно детали.

Трудности были, прежде всего, финансовые. Появлению картины помогло Госкино, – практически на 90 процентов. На сентябрь 98-го запланировали и полностью подготовили экспедицию в Тунис, где должны были снимать весь грасский период жизни Бунина. То-есть, были заключены договоры с местными студиями, арендована гостиница, все объекты съемок, завезена пленка. 5 сентября должны были начаться съемки, а 18 августа случился кризис.

И нам – с потерей всех договоренностей – пришлось остаться. Тогда мне казалось, что картина погибла. Но, как ни странно, эта пауза чисто творчески принесла пользу: был частично переделан сценарий, появились новые актеры. В результате снимали в Ялте, но отнюдь не потому, что там дешевле. Оператор Клименко во время перерыва уговорил меня: "Давай съездим в Ялту – там больше похоже на Лазурный берег". И правда, вышло замечательно.

"Дневник его жены" – это фильм об одиночестве.

Это самое главное. Как не парадоксально, эта тема сейчас очень актуальна и современна. Потому что от одиночества страдает очень много людей. В фильме это состояние присутствует, витает в воздухе все время. Мне очень хотелось, чтобы каждого моего героя было жалко. Этого я и старался добиться. В конце-концов единственным другом Бунина становится собака, с которой писатель спит в одной постели, а по вечерам читает ей свои рукописи.

Я снимал фильм о действительно великом человеке. Но, во-первых, не буквально биографический фильм, а, во-вторых, я стремился через личную жизнь показать, почему он мог писать такие произведения. Он пережил шок, когда молодая женщина, которую он безумно любил, ушла к другой, три года молчал, а потом создал "Темные аллеи". Совершенно юное и эротичное произведение, а ведь Бунину тогда было за семьдесят!

На встречах с американскими зрителями, которые проявили интерес к картине, я задавал вопросы: "Почему вы это смотрели? Вы ведь не знаете Бунина, не знаете его произведений..." И знаете, что они мне отвечали? Что история их заставила переживать эмоционально, потому что каждый находил в ней какие-то параллели с собственной жизнью... Мне кажется, самая главная задача современного кино в том, чтобы зрителю не просто нравилась или не нравилась какая-то история, а чтобы он видел в ней каким-то образом себя. И тогда это сопереживание в десять раз сильнее.

На съемках произошел один парадоксальный случай, который убедил меня в том, что я все делаю правильно...

Дом, в котором происходили съемки, это был настоящий дом, не павильон, не декорации. Мы в нем не просто снимали – мы там жили. И в этом же доме жили несколько рабочих, которые помогали передвигать вещи, приборы. В середине съемок один из них подошел к Смирнову с книжкой Бунина, и, обращаясь к актеру, сказал: "Иван Алексеевич, дай автограф!"

Смеясь, Смирнов дал автограф, а я подумал тогда, что мы попали в цель."