АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: ВСЕ МОИ ГЕРОИ НЕМНОГО СО СДВИГОМ

"Парламентская газета"
04.06.2002
Галина Романова
(по материалам пресс-конференции)

Года два назад об этом фильме критики говорили по-разному. Резко – "показаны пресловутые отношения, которые называются "шведская семья", женщины-лесбиянки, мужчина-многоженец". Или с восторгом – "потрясающе красиво, тонкое кино, отдохновение души". И все это о "Дневнике его жены" – фильме режиссера Алексея Учителя.

— Алексей, Вы решились на переосмысление образа писателя, неприкосновенного кумира – Ивана Бунина. Рассказали о том его жизненном периоде, "засекреченном" биографами, где он оказался болезненно стыдлив, потерян... Наверно, поэтому стереотип великого человека, погрязшего в личностных отношениях, многие зрители не приняли.

— Во-первых, у фильма больше поклонников, чем недругов. Я считаю, что некоторые из критиков просто-напросто не смогли расширить рамки своего знания о Бунине-писателе. Как же так: у него мировое звание, титулы?! А тут такая фривольность в поведении! А мы как раз даже смягчили его образ: общеизвестно, что Иван Алексеевич любил "сильное" словцо, изрядно выпивал и вообще не был ангелом. И это нормально: человек естественными качествами интересен, а не статичным манекенством – без сучка и задоринки. И когда мы начинали снимать фильм и отдали читать сценарий в комиссию при Госкино, нам тоже сказали: зачем вы тащите "грязное белье"? И все-таки сценарий, чуть измененный и подкорректированный, остался изначальным. ... Если мы все время будем говорить, какой это изумительный человек, замечательный писатель, не зная цепочки событий, его реакцию на окружающих, никогда по-настоящему не поймем, что стоит за этим именем: Бунин.

— Но автор сценария – Дуня Смирнова. А Вы сами не могли бы написать сценарий?

— Нет, у меня другая профессия. Но сценарий с его автором мы обсуждали. Это не первая наша совместная работа, среди них "Мания Жизели", "Последний герой". Дуня – дочь Андрея Смирнова, и она в какой-то мере глубину психологического характера Бунина перекладывала на своего отца – исполнителя главной роли. Схожесть была просто поразительной.

Во время съемок мы часто спорили с Андреем, каким все-таки был Бунин: какие походка, движения, манера разговора? Сошлись, что надо идти от человека. Например: как бы актер-Смирнов отреагировал на слова двадцатипятилетней дивы, что она его бросает? Внешне похожий облик, мастерство – это все второй план. На первом – ничего играть не нужно, только эмоциональное восприятие события. Считаю, что Смирнову это удалось. ...

Кстати, меня тоже по-хорошему поразило и покорило, что даже за границей – а мы показывали фильм на шести фестивалях, в том числе и американских, – зрители, абсолютно не зная, кто такой Бунин, были эмоционально задеты его образом. Для них это некая история последних лет жизни писателя из России, и она действовала. Это самое главное. ...

— Алексей, знаю, что в Ваш их планах уже есть сценарии других работ.

— Сценарист Александр Миндадзе написал прекрасную вещь – "Космос как предчувствие": о героях конца 50-х годов, и главный из них – Юрий Гагарин. Есть и другие планы. Меня, например, очень заинтересовал образ Салтычихи – женщины сильной, властной, образованной, но глубоко несчастной. Эта фигура в русской истории совсем не исследована.

— Помогает ли Вам такая редкая фамилия – Учитель?

— Мой отец родом из Тирасполя. А в тех краях фамилии, как и на Руси, давались по принадлежности чему-то или кому-то. В действительности же я – ученик. Правда, в съемочной группе меня негласно зовут завучем, а на монтажной иногда вывешивают табличку: "учительская".