«Вычислитель». Кинофантастика 2.0

filmpro.ru
13.10.13
Анастасия Темирджанова

Евгений Миронов даже в перерывах между сценами не выходит из образа. Вот и сейчас — шёпотом повторяет свой текст. «Вычислитель» для него, да и почти для всей команды, — первый проект в редком для современного российского кино жанре фантастики.

Евгений Миронов в образе Эрвина Канна — опальный советник президента, отправленный в пожизненную ссылку в самое опасное место на планете Хлябь, Саргассово болото, роль которого так умело исполняют северные просторы Исландии:

"Мы здесь уже четвёртый день, а я всё не могу привыкнуть к местности. У меня немеет всё, ощущение, что это нарисовано, такого не бывает. Скажу честно, я в своей жизни такой красоты никогда раньше не видел».

Эрвин — и есть вычислитель, предвидевший когда-то будущее целой страны, теперь он пытается просчитать безопасный путь до Счастливых островов, где, по легенде, изгнанники находят спасение. Вместе с юной спутницей Кристи — в исполнении Анны Чиповской — герой отправляется в путь, держась подальше от фантастических чудовищ и группы Юста — матёрого преступника в исполнении голливудского громилы Винни Джонса, который так и норовит вонзить нож Эрвину в спину.

Евгений Миронов рассказывает о своём персонаже:

Я реагирую так же, как реагирует мой герой. У меня другие способы — не сила, а расчёт. У Винни и у его героя это как раз сила. Увидел, как ведут себя настоящие американские герои, и понял, что моё герой возьмёт другим».

Голливудский актёр Винни Джонс о работе над фантастическим проектом:

Евгений — очень хороший артист, большой профессионал. С ним приятно работать. Режиссёр доверяет нам одинаково, знает, что мы сделаем в кадре всё, на что способны».

За последние пять лет российские фильмы собрали в прокате около 25 млрд. рублей. Почти 10 млрд. из них — касса отечественных комедий. На втором и третьем местах — драмы и мультфильмы. Российская фантастика занимает в этом списке четвёртое место благодаря всего нескольким фильмам, таким, как, например, «Чёрная молния» или «Мы из будущего». С 2008 года на экраны страны вышло всего 13 фантастических картин от российских студий... против семидесяти комедий! Боязнь конкурировать с Голливудом, высокая стоимость и серьёзные энергозатраты заставляют наших режиссёров обращаться к самым простым в производстве жанрам, а нашему зрителю достаётся скудное российское кино-меню и американское — с выбором на любой вкус.

Режиссёр фильма Дмитрий Грачёв хочет продолжить традиции советской фантастики, когда главной задачей создателей были не съёмки захватывающего спецэффектами блокбастера, а психологической фантастической истории:

Надо чем-то другим брать зрителя, а не эффектами Майкла Бэя. У нас тоже был спецэффект, но мы хотели, чтобы было главное — психологическое напряжение, которое двигает историю».

Команда «Вычислителя» с экранизацией фантастической повести Александра Громова, в этом смысле, конечно, идёт на риск. Но одновременно и предвосхищает назревающий запрос от зрителя, который уже устал от похожих лиц в бесконечном потоке российских комедий.

Заключенных, лидером которых стал герой Винни Джонса, играют сплошь воспитанники театральной школы — Иван Верховых, Владас Богданас, Алексей Колубков, Никита Панфилов — и молодые артисты — Линда Нигматуллина, Пётр Сковцов и Ирене Мускара. Все они без раздумий согласились приехать в эту неспокойную страну Исландию.

Безжизненные, тёмно-серые пейзажи туманного острова совсем недавно заинтересовали режиссёров со всего мира. Здесь Ридли Скотт вытачивал своего «Прометея», Джозеф Косински — недавний «Обливион», Кристофер Нолан — «Бэтмен: Начало», Александр Сокуров — «Фауста», снимали тут и «Джеймсов Бондов» и последний «Стартрек», а недавно культовый режиссёр Даррен Аронофски приезжал сюда на съёмки фэнтэзийной драмы «Ной».

В Исландии идут самые разнообразные дожди: вертикальные и горизонтальные, дожди с камнями, от которых порой страдает техника. Но группа смело ставит под удар стихии дорогостоящую аппаратуру:

Недавно промокли микрофоны, их пришлось спешно менять, потому что они начали издавать странные звуки».

Для операторской группы горизонтальный дождь — настоящий вызов. Выработка — количество удачных дублей относительно снятых — здесь снижается в разы. Это радикально повышает стоимость каждого кадра, что пойдёт в монтаж. Так здесь достигается искомое качество.

Сегодня в тренде — естественность. Ни один грим не может по-настоящему скрыть пышущие здоровьем лица. Евгений Миронов за месяц в Исландии похудел аж на четыре килограмма. Покрасневшие глаза, выступающие скулы — именно так должны выглядеть заключенные, отправленные в ссылку.

Говорит Анна Чиповская:

Нам тут всё очень помогает. Легче играть, что тебе холодно, когда тебе по-настоящему холодно».

Дни без сна, еды и хорошей воды в реальности художественной — равны дням, что группа провела в настоящей исландской тундре под проливным дождем.

Если несколько дней находиться в таких условиях — по-настоящему веришь, что ты на — другой планете. Поэтому актёры без сомнения будут транслировать через киноэкран не только эмоции персонажей, прописанные в сценарии, но и свои собственные.

Сюда приезжают именно ради этих ощущений. И в современном кинопроизводстве сегодня принято получать их сполна. Вот и Винни Джонс — хоть и голливудская звезда, а дублёра себе не просит:

Сегодня самый трудный день. Постановщики готовят яму, в которую потом провалится мой герой. Вода там ледяная. А мне надо погружаться полностью и ещё играть, как герой не может выбраться».

Самые успешные продюсеры во всём мире сегодня стремятся тратить многомиллионные бюджеты нестандартно, доверяя их артхаусным режиссёрам, рекламщикам и клипмейкерам, — чтобы влить в индустрию свежую кровь. Художник из Индии, Тарсем Сингх, в начале пути снимает как раз клипы и рекламу — как вдруг за три года — его «Белоснежка» и «Война Богов» — собирают в прокате почти 400 млн долларов.

Фестивальный любимец Альфонсо Куарон, номинацию на «Оскар» за малобюджетную драму «И твою маму тоже», вскоре снимает третьего «Гарри Поттера» и приносит студии Warner 800 миллионов долларов.

Дизайнер из ЮАР Нил Бломкамп снимает всего за 30 млн. «Район №9» и на свой «Элизиум» уже 115-миллионный бюджет. Тратить деньги группу он везёт на гигантскую свалку под Мехико, где все, включая Мэтта Дэймона, работают 20 смен. Свежие имена, диковиные локации, осознанный риск, незаезженные технологии — это самый модный и правильный способ снимать фильмы сегодня. Поэтому на «Вычислителе» работает молодая интернациональная команда, поэтому — Исландия. Опасная, непредсказуемая, но, как ни странно, лучше приспособленная для работы, чем многие локации под боком, на Родине.

Местный локейшен-менеджер Гуннер ведёт нас к черному леднику самой безопасной дорогой: Здесь нужно осторожно ходить. Там внизу лёд, продолжение ледника, покрытое пеплом. И когда лёд тает, образуются пустоты».

Противостоять стихии профессионально русской группе помогает местная продакшен компания Saga Film, — здесь, в Исландии она работает с крупнейшими голливудскими кинопроизводителями, обеспечивая им комфортные съемки. Вот ещё один из их секретов: Шеф-повар Гудмундур Рагнарссон готовил и для Тома Круза, и для Ридли Скотта — он уверен: хороший обед — залог успеха киноленты: Когда работаешь на такой сложной натуре, нужна энергия. Чтобы всё получилось, надо хорошо питаться. Это как на корабле. Если команду будут хорошо кормить, она, например, поймает больше рыбы. Поэтому экономить на еде нельзя, надо потратиться».

Создатели «Вычислителя» и многие их коллеги, кто сегодня запускает фантастические проекты в России, не просто «чувствуют тренд». У них есть и важная миссия: вернуть аудитории интерес к отечественной кинофантастике, которая за последние 9 лет смогла собрать у экранов всего 17 млн человек. В 72-м один только «Солярис» Андрея Тарковского посмотрело более 20 млн. Девять ключевых фантастических фильмов советского времени, по версии аналитиков «ФильмПро. Бизнес», — видело более 300 млн зрителей. «Сталкер», «Через тернии к звездам», «Тайна двух океанов», «Человек- амфибия» — эти картины по-прежнему актуальны и пользуются спросом потому, что не просто развлекают, но и заставляют зрителей подумать — о тайнах мироздания, психологии взаимоотношений и проблемах современного им общества.

Дмитрий Грачёв:

Кино важное будет, мне кажется, оно должно получиться. Все люди, которые здесь находятся, верят в сценарий. Мы здесь не просто работаем, мы здесь существуем в этом фильме и в этом мире, который строим».

Хотя исландские съёмки закончились, работа над картиной «Вычислитель» — в разгаре. Группа доснимает интерьерные сцены в московских павильонах, параллельно монтирует, рисует спецэффекты и обрабатывает звуковой ряд. Фильм выйдет на экраны в следующем году.