ВЛАДИСЛАВ ГАЛКИН: ЭТО ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Журнал "МК-Бульвар"
07-13.05.2001

— Первый раз я прочитал роман в 12 лет, потом его несколько раз еще перечитывал. Мне эта история безумно нравилась, как и многим, наверное. В свое время это был не просто бестселлер – его читало поколение за поколением. И когда я поступал в Щукинское училище, и впоследствии на режиссерский факультет ВГИКа – у меня была идея-фикс. Мало того, что я хотел играть Таманцева – я хотел еще снимать эту картину, надеясь, что до меня ее никто не тронет. И вдруг мне звонит мой агент и говорит, что "Момент истины" снимается. Мои ощущения в этой связи передать сложно. Для меня это была не просто навязчивая идея – я действительно обожал этот роман, и мне безумно нравился Таманцев.

Это же "герои нашего времени" – не криминальные, а настоящие мужики, молодые парни, обладающие удивительной силой, красотой, профессиональными качествами. Всем тем, что отличает человека принципиального, мужчину, от модного на сегодняшний день среднеполого существа, которое, как говорит моя жена Даша, не смогло пережить сексуальную революцию.

Пробовался я на Таманцева очень тяжело, муторно: Пташук около года, наверное, искал актеров на главные роли. Это очень сложный человек, он далеко не всегда знал, чего хочет. Я убежден, что картина сделана во многом не им, а артистами. По большому счету, Женей и мной. На Западе такое было бы вряд ли возможно: не секрет, что наших артистов от западных отличает в большей степени психологическая работа над образом. Поэтому так и славится русская школа театра, а не европейская или американская.

На самом деле в Пташуке что-то есть неплохое – наверное, старая закалка. Сейчас мало кто может себе позволить снимать 15-20 дублей, а мы за первые две недели съемок уничтожили весь бюджет пленки. Он снимал много, не монтажно. И даже ухитрился показывать сырые куски, что в кинопрактике вообще категорически не делают. Отправил Богомолову несколько кассет с рабочим, несмонтированным материалом. Разумеется, реакция Богомолова была однозначная. Но мы, актеры, с ним много советовались. Человек он достаточно жесткий, тяжелый, но очень грамотный и очень знающий. Поэтому его мнение было для нас важно.

У картины сложная, тяжелая судьба. Во-первых, Богомолов был изначально недоволен кандидатурой Пташука. Во вторых, он снял свое имя и убрал название романа из титров. В-третьих, там было очень много внутренних проблем, которые не хочется выносить на суд. Да, было сложно. Давил груз ответственности – и перед Богомоловым, и перед темой. Но мы все очень старались. Потом стало полегче, начали входить в колею. Но ругались очень часто. Мы не только предлагали свое, но и делали.

Мне было приятно, когда на съемках господа, служащие в спецподразделениях, спрашивали нас: "Откуда вы все это знаете? Что, Таманцев – один из наших?"

У нас не было ни дублеров, ни каскадеров, специально в спортивном плане я не готовился. Но я занимаюсь боксом с детства. Потом, я большой любитель экстремальных ситуаций. Что касается трюков – мы все практически делали сами. Постановщиков не было. Все драки, прыжки – плод нашей фантазии. Это неплохо. Но когда это делают профессионалы, зачастую выглядит интересней.

Жаль, что много сцен не вошло в картину, но они были сняты. К сожалению, фильм лишен в определенной степени динамики, есть несколько кусков, которые могли быть интереснее, – например, сцена со Сталиным. Хотелось бы больше действия...

Вообще уровень проблем в этой картине был гораздо выше производственных. Было очень тяжело. Изначально все друг другу врали, все перессорились. Чудовищные конфликты. Но фильм есть. Актерская работа есть. Хотя для меня было большой неожиданностью, что лента в принципе вышла. Честно говоря, я уже не ждал. Но сделал почти все, что хотел. Это моя 32-я по счету картина. Многострадальная, но дорогая сердцу. Я осуществил свою мечту, насколько это было возможно... И мне стыдиться нечего. "Продукт" как таковой сам говорит за себя. Многим людям фильм нравится. Так что, хотя и много помоев было вылито, но в итоге результат есть. Дай Бог, чтоб он дошел до зрителя.