РАДИО "СВОБОДА": ФЕСТИВАЛЬ БЕЛОРУССКОГО КИНО В МОСКВЕ

archive.svoboda.org
18.01.2001
Марина Тимашева

ТИМАШЕВА: В четверг в Москве в рамках Дней Белорусской культуры начался фестиваль белорусского кино. Его открывает фильм Михаила Пташука по роману Владимира Богомолова "В августе 44-го". ... А фестиваль кино Беларуси, уже без высоких гостей, открывается в четверг вмаленьком кинотеатре Дом Ханжонкова. Всего представят два полнометражных фильма ... , есть еще кинокомедия "Жизнь-игра", два мультипликационных и десять видеофильмов, в которых речь идет о обычаях Беларуси и ее архитектурных памятниках. Но главным событием кинопрограммы, безусловно, является фильм Михаила Пташука "В августе 44-го", снятый по хорошему военному детективу Владимира Богомолова, написанному им в начале 70-х годов. Михаил Пташук считает роман актуальным:

ПТАШУК: Время этому роману, наверное, в XXI веке, не потому что какие-то запреты были раньше, или не было – не в этом дело. Дело в том, что сама проблематика романа скорее соответствует сегодняшнему дню. Потому что мы сегодня можем говорить, что мы воюем не с фашистами, а брат с братом. Вот эта идея, когда сражается брат с братом, я считаю, это идея сегодняшняя. Она не вчерашняя, не того времени. ... Действие происходит в Западной Белоруссии у Богомолова. Там есть и белорусы, и поляки, это характерно для Западной Белоруссии, и русские ребята, поэтому белорусов играют белорусы – есть белорусская сцена на белоруской мове, поляки играют поляков, и приглашены польские актеры, и говорят по-польски. То-есть, мы не нарушали... Субтитры мы не старались ставить ни с Беатой Тышкевич, ни еще с прекрасными польскими актерами, ни с белорусскими актерами – для славян это все понятно.

ТИМАШЕВА: Уже известно, что после премьеры фильма в Минске Александр Лукашенко, улыбаясь, упрекнул его в "небелорусскости". Михаил Пташук объясняет слова Президента:

ПТАШУК: В чем заключается понятие "небелорусскости" для Александра Григорьевича Лукашенко: небелорусская картина, потому что она не целиком финансирована Белоруссией, и он хотел видеть бы эту картину целиком белорусской в плане финансов – чтобы она не принадлежала, там, 60 на 40, или 70 на 30 – пополам с Россией, а чтобы это была самостоятельная картина, только белорусская.

ТИМАШЕВА: Остается вопрос, кто помешал Александру Лукашенко профинансировать ленту, хотя бы из Президентского фонда?