ПОЧЕМУ ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ СМЕНИЛ ФУРАЖКУ НА ПИЛОТКУ

Журнал "Семь дней"
1999
Инна Фомина

Экранизировать роман Владимира Богомолова "В августе 44-го" ("Момент истины") мечтали многие кинематографисты, начиная с Андрея Тарковского. Но им мешали какие-то обстоятельства. Наконец за книгу о подвиге трех советских контрразведчиков в лесах Белоруссии во времена Великой Отечественной войны взялся режиссер Михаил Пташук. Еще незаконченный фильм стал заметным событием россииско-белорусского кино последних лет – на него выделен рекордный бюджет в несколько миллионов долларов.

Наших разведчиков в картине играют Евгений Миронов, Владислав Галкин и Юрий Колокольников. Немецких шпионов – Александр Балуев и Александр Ефимов. Роль советского генерала Егорова исполнил Алексей Петренко. ...

"Мне повезло – я играю руководителя антидиверсионной группы капитана Алехина, интереснейшего героя современной литературы, – рассказал корреспонденту "7Д" Евгений Миронов. – Самым сложным было соответствовать уровню правды романа. Иногда хотелось что-то приукрасить – как в "киношке про войну". Но всегда нас останавливал сам автор романа. Например, сняли однажды эффектную ночную панораму: навстречу нашей "полуторке" шла колонна грузовиков, все с включенными фарами. Красиво, но... Когда Владимир Осипович увидел отснятое, он сразу заметил: в августе 44-го года так быть не могло. В прифронтовой полосе ночью любое освещение было запрещено: существовал огромный риск случайно подать сигнал немецким летчикам. Переснять сцену оказалось невозможно – пришлось бы снова вызывать массовку и технику. Тогда ошибку исправили (то-есть, "выключили свет") на компьютере. Не получилось у меня и покрасоваться в фуражке, пришлось заменить ее на пилотку: оказывается, разведчикам, чтобы проскользнуть незамеченными в лесу, удобнее было носить именно пилотки. Так что отыскать "момент истины" оказалось непросто".

Мирные сцены фильма снимались в специальной деревне – музее крестьянского быта под Минском, а батальные, с огромной массовкой, – на военном полигоне. Самыми трудными оказались натурные съемки центрального эпизода картины. Режиссер долго искал для него подходящее место и, наконец, нашел живописную опушку. Но когда на следующий день туда приехала съемочная группа, оказалось, что утром на полянке паслось стадо коров и после этого работать на опушке было просто невозможно. Пришлось срочно менять место дислокации.