5000 $ ДЛЯ КАПИТАНА СМЕРША

Газета "Московский комсомолец"
1999
Андрей Тумаркин, Алексей Зверев

В кинотеатре "Пушкинский" в минувшую пятницу, аккурат к Дню Победы, состоялась долгожданная российская премьера нашумевшей картины Михаила Пташука "В августе 44-го". В основе фильма – ставший классическим роман Владимира Богомолова "Момент истины" о сотрудниках контрразведки СМЕРШ, получивших задание изловить в лесах Белоруссии немецких диверсантов. Главные роли исполнили Евгений Миронов и Владислав Галкин. Кроме них, в фильме появляются Александр Балуев, Александр Феклистов, Виктор Павлов, Беата Тышкевич и Алексей Петренко.

Разные режиссеры в разное время уже делали попытки перенести роман Богомолова на кинопленку. И каждый раз выяснялось, что дело это хлопотное. В том смысле, что роман Богомолова с трудом поддается экранизации. Да и сам автор настаивал на том, чтобы кинематографисты при работе над картиной ни на йоту не отклонялись от книги. Так, Витаутас Жалакявичюс, прославившийся в 1966 году картиной "Никто не хотел умирать", в 1974 году взялся за экранизацию романа Богомолова на "Мосфильме". Известно, что в начале писателя не удовлетворил сценарий картины, а позднее и большая часть отснятого материала. В результате фильм так и не вышел на экраны. Несколько лет назад о своих планах по поводу экранизации романа Богомолова заявлял и популярный актер Владимир Гостюхин. И опять же: фильм так и не добрался до зрителя...

Картина же Пташука, завершенная в конце прошлого года, уже успела засветиться во внеконкурсном показе фестиваля "Литература и кино" в Гатчине. Евгению Миронову за исполнение роли капитана Смерша Алехина достался специальный приз и награда в пять тысяч долларов. На вручении награды Миронов объявил:

— Фильм "В августе 44-го" мы снимали в Белоруссии. Там есть одна сцена, в которой принимал участие маленький мальчик из детского дома для инвалидов. Вот я бы и хотел часть своей премии перечислить на адрес этого детского дома, чтобы для детей приобрели книги, телевизор, видеомагнитофон...

— А как вообще работалось а Белоруссии? Говорят, там совсем беда с кинопроизводством...

— Ну, отвечать за состояние белорусского кинематографа мне сложно, а что касается нашей картины, то условия, в которых мы снимались, были приближены к тем, в которых существовали наши герои. К примеру, мы много сцен снимали в лесу и поэтому не проживали в комфортабельном минском отеле. Конечно, сделать все, как у Богомолова, мы не смогли. Этот роман не просто детектив, а настоящая книга о жизни людей в отдельный период времени. Так что основной упор пришелся на детективную линию.


Кстати, российская премьера картины Пташука неожиданно для всех обернулась скандалом. Продюсер ленты Владимир Семаго считает, что премьеру фильма ему попросту сорвали.

— Начнем с того, что мы отдали триста билетов на премьеру в различные организации: Администрацию Президента, Министерство культуры, Союз кинематографистов и т.д. В результате никто из приглашенных на премьеру не пришел. Не было ни одного политика, ни одного чиновника! Это притом, что на премьеру специально прибыл замминистра культуры Белоруссии.

Кроме того, благодаря "стараниям" Константина Эрнста нам сейчас срывают прокат фильма по телевидению. Насколько я знаю, за несколько дней до премьеры Эрнст даже разослал российским кинопрокатчикам письма, где сообщал,что каналу ОРТ принадлежат литературные права на роман Богомолова, и просил не закупать наш фильм.

— Зачем же Эрнст так с вами поступил?

— Просто он хотел приобрести нашу картину для ОРТ. Но при этом также сообщил, что выкупил у Богомолова литературные права, а следовательно, он как бы совладелец фильма, и поэтому мы должны отдать ему картину чуть ли не бесплатно. Я от его предложения отказался... Кстати, то, что Эрнст купил какие-то права на роман Богомолова, еще надо доказать. Он всем об этом сообщает, но никогда еще документально свои слова не подтверждал.


Впрочем, по мнению корреспондентов "МК", премьера картины все-таки удалась. А счастливые главные герои, Миронов и Галкин, практически сразу после показа фильма вылетели в Санкт-Петербург, чтобы лично представить картину петербуржцам.