РЕЖИССЕР "АПОСТОЛА" ЮРИЙ МОРОЗ: РАБОТАТЬ С МИРОНОВЫМ ОЧЕНЬ ЛЕГКО

Газета "Аргументы и факты"
30.04.2008

В редакции AIF.RU побывал известный режиссер. Наши читатели смогли задать ему свои вопросы на онлайн-конференции

...

— Вопрос про фильм "Апостол". Вы меня извините, но невозможно воспринимать Фоменко как серьезного актера, это надо уж очень сильно абстрагироваться от всего его предыдущего "творчества".

— Прежде чем отвечать, скажу, что на данном проекте я продюсер больше, чем режиссер. Это не секрет. Этот проект начинал другой режиссер, я заканчивал. Тот режиссер – Иван Иванов, а я поставил свою фамилию, сказав, что я беру ответственность за картину, которая показывается перед зрителем. Отвечая на некоторые вопросы, буду делить мнение на продюсерское мое мнение и режиссерское. Есть решения, которые принимал режиссер, а я считал, может быть, не нужным вмешиваться. Про выбор Фоменко. Я понимаю, что актер, который так много работает на телевидении в качестве ведущего передач, шоу-мен, если он тратит столько времени на это, то ему, к его несчастью, придется потратить больше времени на то, чтобы зритель поверил, что человек, который только что представлял 50 блондинок, что это тот самый персонаж, который сейчас в картине. Это происходит у зрителя невольно. Жене Миронову не приходится бороться с этим. Через 15-20 минут я его уже начинаю воспринимать как персонаж. Коле Фоменко требуется для этого серия или две. Меня как зрителя он будил где-то после первой трети фильма. Я смотрел, правда, не частями, а целиком, когда материал был отснят. Он меня убедил, что может это играть. Если зритель не поверил Фоменко, это его судьба, он выбрал себе такой способ существования в искусстве, имеет на это право, а мы имеем право принять или не принять.

— Миронов играл блестяще. Ему пришлось исполнить практически две роли, как это сказалось на процессе?

— Это никак не сказывалось на процессе. Думаю, что Жене было интересно, и ему понравилось эта роль, когда он прочел сценарий. Я думаю, что это определило его согласие работать в фильме. Женя – уникальный актер. Я думаю, что он в своем поколении лучший. И одна из причин, по которой я согласился работать на этом проекте режиссером – возможность поработать с Мироновым на площадке как с актером. Мне было это очень интересно, понаблюдать, как он строит свою роль. Это любопытный процесс, заметный профессиональному взгляду. Я много с кем работал, но Женя обладает уникальной способностью, которую я не видел у других актеров. Он каждую сцену дожимает, из каждой сцены выжимает максимум того, что можно из нее выжать для этой роли. Я даже хотел составить в материалах, которые не вошли в картину, один эпизод пришлось переснимать, когда он после захвата поезда тащит на себе раненого, потом сцена, которая происходит, как он переживает по поводу того, что ребята погибли. Эта сцена была переснята. Если сравнить эти две сцены, то вторая более виртуозна по подходу, по началу, что он сделал. Он из нее выжал максимум, от начала до конца. Этому я у него научился, если об этом можно сказать, как каждую сцену доводить до 100%. Работать с Женей очень легко, не надо ничего объяснять. Он знает о роли больше, чем кто-то другой. Он сам легко выстраивает мизансцену, разводит, играет, режиссер ему нужен для того, чтобы чуть-чуть направить в контексте других сцен в перспективе фильма. Поэтому очень легко работалось. Чем человек профессиональнее. тем меньше проблем.

— Мне кажется, к середине сериал выдохся, словно сценаристы закрутили хитроумную комбинацию и не знали, как из нее выпутаться. Что произошло?

— Тут такая история. Зрителю широкому до этого дела нет. Они видят продукт, который видят. Чтобы зритель все увидел, мы должны это снять. Для этого мы должны соблюсти экономические условия, нам нужны деньги для этого. Экономика производства на сегодня такова, что рост цен, который ощущают все, таков, что составляет в среднем минимум 50-60% в год. Вот бюджет "Братьев Карамазовых", которые я сейчас закончил, 12 серий. В этом году все то же самое, но 6 серий, стоят столько же. То есть шесть серий в этом году стоят как 12 в прошлом. Потому существует закупочная политика канала. Если ты произвел серию за 10 рублей, то канал ее у тебя купит за 9 рублей и не больше. Во-первых, нужно увеличивать количество серий. Не специально, а когда бюджет перехлестывает допустимый, тогда приходится за счет внутренних ухищрений немножко сериал растягивать. Была идея сделать на 2 серии меньше. Но экономика не позволила нам сократить фильм на 2 серии. У нас был 10-серийный вариант, этот же 12-серийный. Хотя мы понимали, что 10-серийный интереснее, динамичнее, но экономика заставила нас сделать сериал длиннее. От этого возникают какие-то провисы. Совершенно справедливое замечание.

— Я посмотрел внимательно весь фильм и мне не дает покоя мысль, чем же он кончился? Остался ли жив Апостол, его семья?

— Апостол жив, семья жива. Финальную часть снимал не я. Я не дистанцируюсь, просто объясняю логику. Финала было снято два. Первый остался, второй – все то же самое, только жена была одета в валенки, в том, в чем она была в тот момент. Когда это сняли и сложилось, поняли, что это правильно с точки зрения быта и логики развития сюжета, но не несет в себе никакой эмоции. Поэтому взяли второй финал, более отвлеченный, который оставляет больше вопросов, но пошли на него, чтобы получить максимальную эмоцию. Правы мы или не правы, сейчас трудно сказать, но как отвечал Фоменко, он ее в конце концов получил – семью, жену, ребенка, а на каком свете – уже неважно.