ЧЕТЫРЕ ЛИЦА ПЯТОЙ "ЗОЛОТОЙ МАСКИ"

Газета "День за Днем"
16.10.2009
Борис Тух

5-й фестиваль "Золотая маска" в Эстонии не только подарил нашим зрителям четыре первоклассные постановки, но и показал направления, в которых идет российский театр

Высокая классика, которая стоит на прочном фундаменте традиций, но при этом не превращается в музей ("Дядюшкин сон" БДТ им. Товстоногова); импортная прививка к русскому театральному древу ("Двенадцатая ночь" в постановке Деклана Доннеллана); дерзкий эксперимент, выплеснувший в Волгу три четверти текста Островского, но не разошедшийся с сутью пьесы ("Гроза" Магнитогорского драмтеатра). И, наконец, поразительно добрый спектакль "Рассказы Шукшина" с великолепными Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой...

...

Шукшин + Херманис + Миронов + Хаматова = ?


Признаюсь честно: после первого акта "Рассказов Шукшина" я испытал разочарование. Да, режиссура Алвиса Херманиса, по обыкновению, четко выверена, хотя приемы ее узнаваемы: сборка спектакля из отдельных новелл, вроде бы сюжетно не связанных, – это его "Латышские истории". Евгений Миронов и Чулпан Хаматова блестяще демонстрируют, как мгновенно они могут нарисовать сочный образ... а чуть позже – другой и третий... Но в их мастерстве и раньше сомнений не было. Вроде бы все хорошо, но не цепляет. А во втором акте – зацепило!

Потому что первый акт, начавшийся на фоне роскошных золотых подсолнухов (их сменяют огромные цветные фото сегодняшних жителей шукшинской родной деревни Сростки), составлен из рассказов нежных, проникнутых умилением по отношению к шукшинским "чудикам": в наше время хороших людей не хватает еще отчаяннее, чем при жизни писателя! Но на одних добрых чувствах и этнографических восторгах театральное действо не построишь. Нужен настоящий, острый, жесткий конфликт. А во втором акте идут новеллы, в которых чистый и естественный деревенский житель сталкивается с городским укладом, с зарешеченными окнами на первом этаже рассохшейся "хрущобы" ("Жена мужа в Париж провожала"), с ложью ("Беспалый"). Кодой становится рассказ "Степка", который проходит на фоне увядших подсолнухов и портрета Шукшина на стене. Герой бежал из тюрьмы за два месяца до освобождения, потому что его взяла тоска, и немая сестра Степки с отчаянием пытается отмолить брата у милиционера, пришедшего за ним.

Мозаика выстраивается в сюиту. Спектакль сделан по законам музыкального произведения. А ведь мы знаем: из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия. Которую в сопровождении хора выводят чистыми небесными голосами Чулпан Хаматова и Евгений Миронов по нотам Василия Шукшина в обработке Алвиса Херманиса.