"КОРОЛЕВА БЕЗ КОРОЛЕВСТВА": АКТЕРСКИЙ ПОРТРЕТ ИНГИ ОБОЛДИНОЙ

v-zazerkalie.livejournal.com
18.09.2009

... Оболдиной как-то особенно везет на одиноких героинь, по-своему обиженных судьбой. И, наверно, первой в их ряду стоит Варя в спектакле Някрошюса "Вишневый сад", тем более что "во весь" голос об актрисе Инге Оболдиной заговорили именно после этой работы. Здесь внешняя форма и внутренняя суть образа соотносятся между собой, как сосуд и вода, форму которого она принимает. Варя, несчастная, суматошная, загнавшая саму себя в поисках домашней работы, нарезает по сцене круги, бьет по ней половой тряпкой, но при этом умудряется не обращать на себя внимания. По сути, изо всех сил стараясь быть хранительницей очага, который ей не принадлежит, но которому безраздельно принадлежит она сама, Варя, по факту, – всего лишь домовой. Незаметное существо, которое всегда рядом, но намеренно не попадается на глаза. А если и попадается, то ускоряет шаг, чтобы как можно быстрее проскочить мимо и не дай Бог не задержать на себе внимания окружающих. Внимание? Зачем? Ей оно кажется совершенно неоправданным и незаслуженным, потому она, как и положено "девке-Чернявке", гнет и без того сутулую спину, чуть не до земли опускает тяжелые, натруженные руки, чтобы казаться еще меньше, еще неприметнее. Где-то приструнить прислугу – да, где-то приголубить домашних или просто посмотреть на всех с чуть заметной улыбкой – тоже да, но не больше того: она же не первая леди в этом доме, никогда ей не была и никогда не будет. Это она понимает и принимает как данность, тем более что узнать в ней "леди" очень сложно. С ее угловатостью, кряжистостью и резкими движениями она похожа скорее на мужичку. Интенсивная трудотерапия – это единственное, что позволяет ей держать себя в руках и не взорваться от боли. Она – мученица своей несбыточной любви к Лопахину и смиренно носит на себе это чувство, как вериги. Как послушница в монастыре, запрятанная в черном, бесформенном, подчеркнуто неженственном тряпье (платьем назвать это сложно), Варя, кажется, держится на пределе сил и готова вот-вот сорваться на стон, но в итоге срывается на богомолье. "Охмелия, иди в монастырь", – говорит ей Лопахин, а она преданно смотрит на него, как собака на своего хозяина, и, действительно, готова пойти, куда он скажет. Варя уверена, что с Лопахиным ей не быть никогда, но, тем не менее, так открыто улыбается ему навстречу и так смотрит на него широко открытыми глазами, что, кажется, нельзя не полюбить эту открытую душу. ...