СО ВКУСОМ ВИШНИ

Газета "Новый город" №209
04.11.2006
Елена Семенова

Литовский режиссер "приготовил" чеховскую пьесу

Как снег на голову свалился на сургутян пятичасовой спектакль "Вишневый сад" в постановке известного литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Хотя ожидать от такого режиссера "короткометражки" и не стоило. Он, как заправский кондитер, приготовил десерт с замысловатыми украшениями и сложным послевкусием.

Первые несколько минут зрители видели перед собой только знаменитых актеров. Так, во время спектакля во время появления Евгения Миронова, играющего купца Лопахина, рядом вскрикнули: "Как живой!" Но постепенно сосредоточились на происходящем и занялись разгадыванием "тайных знаков" режиссера. Например, некого заячьего леймотива, начиная с игрушечного зайца и заканчивая заячьими бумажными ушами. Как объяснил на пресс-конференции актер Владимир Ильин, исполняющий роль помещика Гаева, зайцы живут в вишневом саду и приговорены к гибели, как и деревья. Еще одна версия, высказанная этим же актером, – прошлое режиссера, который в детстве стал свидетелем охоты на зайцев.

Необычными выглядят и очень экспрессивные массовые сцены, когда, казалось бы, на краю гибели все герои объединяются в диком танце или играх. Это наводит на мысль не только о жизнерадостности и беспечности этих людей, но и о некоторой инфантильности и, как следствие, беззащитности.

Поражают и некоторые образы в видении Някрошюса. Например, образ Раевской в исполнении Людмилы Максаковой. Никаких лишних движений, лишних взглядов. Это – один из самых цельных образов. И по своей завершенности она, как ни странно, очень близка к старому Фирсу, которого играет Алексей Петренко. Оба они олицетворяют прошлые устои, и каждому по-своему неуютно в этом новом времени. А какова Варя в исполнении Инги Оболдиной! Женщина-струнка, женщина-огонек, которая пулей летает по сцене. Она фотографически остается в памяти зрителей, так как без конца повторяет однотипные движения и фразы. Это напоминают картины Киры Муратовой, которая любит "тиражировать" слова, движения и эмоции, чтобы усилить эффект восприятия. Бесподобен и Владимир Ильин – Гаев. Вот уже точно чей по-детски наивный образ Някрошюс без зазрения совести увешивает конфетами... Не он ли защитит вишневый сад? Ах, нет, куда ему... А Лопахин в исполнении Миронова – это же уникальный психологический образ! Он успешный и жесткий делец, но сколько у него разных комплексов, начиная от модных ботинок, в которых он щеголяет через силу, и заканчивая его чувствами к Раевской, которые вырываются из него "кусками" обожающих взглядов и объятий...

Браво литовскому режиссеру! Удивил, поразил в самое сердце, превратил знакомый чеховский "Вишневый сад" в неповторимое действо. И браво актерам, сумевшим понять без слов гениального Эймунтаса Някрошюса.