ВРЕМЯ ЛОПАХИНА

Газета "Новые Известия"
10.07.2003
Полина Богданова

"Вишневый сад" А. Чехова поставил литовский режиссер Э. Някрошюс

Известный литовский режиссер Э.Някрошюс поставил шестичасовой спектакль по "Вишневому саду" А.Чехова. В спектакле заняты лучшие московские актеры – Евгений Миронов, Людмила Максакова, Алексей Петренко, Инга Оболдина. Эта постановка стала событием в театральном мире.

Когда-то чеховский "Вишневый сад" ставили как гимн интеллигенции. Это было в советские времена, когда в чеховских интеллигентах видели самих себя, которым душно и тесно в брежневском режиме. И хотя много раз режиссеры пытались "смягчить" Лопахина, все же он, так или иначе, выступал в роли виноватого. Теперь пришло его время.

Някрошюс выдвинул фигуру Лопахина вперед и спел гимн человеку, умеющему оседлать историю, реалисту и прагматику. Впрочем, Лопахин в исполнении Е.Миронова не производит впечатления бездушного человека, занятого только хозяйством и накоплением денег. Он очень мягок, почти влюблен в Раневскую и хочет ей помочь выйти из трудного положения, в котором она оказалась. Он все время твердит – отдайте участки под дачи, делайте, как я говорю. Но тщетно. Раневская Л.Максаковой его не слышит и не понимает. А он не унимается. Резко, почти кричит – "это единственный выход". И он оказывается прав.

Наступает момент его торжества. Старый дом и имение, краше которого нет во всей округе, покупает Ермолай Лопахин. Дом, в который его деда и отца не пускали дальше передней. Лопахин ликует. Он возбужден, он счастлив. И раздается какой-то резкий звук, который все усиливается и усиливается, достигает невероятной громкости, от которой закладывает уши.

Что же остальные? Страдают, решают свои любовные и прочие проблемы, веселятся. Они не слышат реальности. Они не задумываются ни о чем. А если и задумываются, как Петя Трофимов (И.Гордин), все время рассуждающий о России, то это выглядит комично и нелепо.

Гаев (В.Ильин) – мягкотел и нереалистичен. Варя (И.Оболдина) безнадежно влюблена в Лопахина. Дуняша (А.Яновская) тоже влюблена и страдает от унизительных отношений с Яшей. Аня (Ю.Марченко) увлечена Петей, но наверняка с ним погибнет, потому что в нем нет мужских качеств. Есть тут еще старый Фирс (А.Петренко) в своей большой нелепой кепке, похожий на огромный гриб боровик, который прочно врос в почву дома. Но его отношения со временем уже истощились Он топчется на пороге смерти.

В доме Раневской стоит постоянный гвалт и кутерьма. Много народу. Все веселятся. И вот как-то Шарлота затевает игру в охотника и зайцев. Аня и Варя надевают себе на головы смешные заячьи уши, какие бывают на детских елках. А Шарлота берет длинную палку и начинает в них целиться. Они прыгают, а она целится. И вот они падают замертво. Одна, потом другая. В этих же заячьих ушах появятся все персонажи спектакля в самом финале. Вытянутся в шеренгу в глубине сцены. И будут греметь погремушками. Все они зайцы, которых рано или поздно подстрелят. А история будет идти дальше, развиваясь по своим собственным законам. И тот, кто не понимает этих законов, останется в стороне.

Чехова можно ставить по-разному. Был период, когда его трактовали так и эдак, часто наперекор авторскому смыслу. Прочтение Някрошюса максимально приближено к самой пьесе, которую Чехов писал как комедию. И, конечно, видел в Лопахине не того нового грубого хозяина, который вырубает топором прекрасный вишневый сад. А человека дела, твердо стоящего на земле.