"КАРАМАЗОВЫ И АД"

Журнал "Домовой"
01.03.1996
Марина Григорьева

Этот спектакль заранее обречен если не на успех, то на шумный, ажиотажный интерес. За два прошедших сезона режиссер Валерий Фокин собрал богатый урожай всевозможных призов (за спектакли "Нумер в гостинице города NN" по мотивам "Мертвых душ" и "Превращение" по новелле Кафки) и мгновенно вернул временно утраченное расположение прессы и театральной среды, всегда экзальтированной и неверной. Для своих сценических фантазий на темы известных классических произведений он прежде всего нашел острую, эффектную форму и произвел впечатление. Сотрудничество с композитором-авангардистом Александром Бакши повлияло на выбор приспособлений и приемов, послуживших успеху двух предыдущих спектаклей. Все эти внезапно возникающие звуки, шепоты, вскрики и шорохи создали нужную режиссеру таинственность и зловещесть и чаще всего заменяли слово, ставшее в его созданиях вторичным.

В зал театра "Современник" вам придется войти в темноте и, напрягая зрение, найти свое место. Еще вам придется перечитать роман Достоевского "Братья Каромазовы". Хотя Фокин в программке предупреждает, что его творение не инсценировка, а опять-таки фантазия по мотивам, со сцены доносится довольно много слов (вот он – шаг художника вперед) и понять, что к чему, почему-то хочется. Нети, шорохи и вскрики тут тоже есть: вместе с темнотой на сей раз они создают не таинственность, но мрачность. Режиссер решил представить мистерию (именно так) о жестокой расплате за неверие.

На сцене, удачно декорированной польским сценографом Вольдемаром Заводзинским, зажигается свет и три голых человека стоят, прикрыв причинное место, – явно перед Чистилищем. Сыгранные затем сцены выдвигают вперед одного. Вспомнившие роман, догадаются, что это Иван Карамазов (Евгений Миронов). Именно его душевные муки, беседы с Чертом, кошмары и какая-то совершенно физическая лихорадка – содержание спектакля. Женщин на сцене нет, так же как и сюжета. Рваные диалоги, появления покойников, надрывные исповеди и свободно разгуливающие черти наглядно воплощают задуманное – демонстрируют путь заплутавшейся души в Ад. Тьма, сами видите, глобальная, поэтому поучения, нравоучения и философствования надо принимать как должное. И пугаться не надо. Философия в этом спектакле ясная и правильная. Если станешь настаивать, что Бога нет, то Черт тебя непременно одолеет. Разверзнется бездна, повалит дым – и ты горишь в аду. Справедливая кара. Мораль подобного рода, считает Фокин, актуальна именно сегодня, в конце столетия.