УЖАСЫ НАШЕГО ИМЕНЬЯ

maptype.com
Мария Зерчанинова

Сегодня мы знаем Кирилла Серебренникова не только как любителя поностальгировать по застойным 70-ым, но и как автора спектакля "Киже", истории о материализации призрака, как постановщика кинофильма "Юрьев день" – мрачного триллера из жизни современной российской глубинки. Развороту интересов Серебренникова к мистике и всяческой нежити положил начало спектакль по роману Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", появившийся на Малой сцене МХТ в 2005 году. Евгений Миронов примерил тогда на себя роль главного упыря русской литературы Порфирия Головлева, прозванного Иудушкой.

Известно, что замкнутое и отрезанное от окружающего мира пространство – идеальная среда для ужастика. Именно таким гиблым местом и становится Головлево, родовое именье вырождающегося семейства, превращенное сценографом Н. Симоновым в подобие загона для убоя скота, заваленного бесформенными белыми тюками. Младшенький брат Порфиша, самый прилежный, самый богобоязненный, самый начитанный в Священном Писании, все прибрал к рукам и потихоньку, постом и молитвой, сживает со свету и маменьку (бесподобная Алла Покровская), и балбесов-братьев, и собственных детей. Действует он лаской и поцелуями, наставляет примером, вьет петельки из слов да знай себе затягивает. Вот один за другим увязают его спившиеся братья в белых мешках, гибнут от голода и холода племянницы Любинька и Аннинька, наказанные дядей за веселую жизнь в городе, отправляется на каторгу нищий сын. Но режиссеру интересен тут не феномен извращенной религиозности. Скорее он исследует гниение семейства, унаследовавшее черствость и скопидомство матери и бесплодное чудачество запойного отца.

Вслед за гением русской сцены Иннокентием Смоктуновским и в той же последовательности Миронов сперва воплощает на экране святого князя Мышкина, а затем его жуткого двойника Иудушку, "мастера умертвий". Но если в знаменитом спектакле Льва Додина он все же оставался человеком и в конце мучительно осознавал свою опустошенную и скукоженную душу, то у Серебренникова раскаяние невозможно. Луч света не проникает в темное царство. И хотя актерская работа Миронова поражает, хотя действие выстроено безупречно, чему немало способствовало музыкальное оформление А. Маноцкова, персонажам спектакля не достает многомерности, как бы выпукло они ни были нарисованы.