ГЕОМЕТРИЯ МЫСЛИ/НИКОЛАЙ СИМОНОВ

Журнал "Страстной бульвар, 10" №7-127
2010
Ирина Решетникова

По мнению Николая Симонова, художник-сценограф – профессия прикладная, генератор идей в театре – режиссер, поэтому замечания постановщика – это своего рода обязательная процедура создания конечного решения сцены, естественный живой процесс, многое меняющий на протяжении работы в его первоначальных эскизах. А окончательное оформление сцены – режиссерская партитура, дополненная и обогащенная "визуальной музыкой" сценографии...

... Сотворчество Н. Симонова и К. Серебренникова возникло в 1990-х годах на ростовской земле и оказалось на редкость удачным – за 15 лет выпущено около 30 спектаклей. Во всяком случае, почти всегда постановки радикального режиссера были мощно подкреплены сценографическим текстом. В рифме двух мастеров была своя динамическая гармония. ... Растянутость сценической композиции по длинной горизонтали в "Господах Головлевых" (МХТ им. А.П. Чехова, 2005) подчеркивала монотонность существования персонажей, обитающих среди бесстрастно-затхлых выгородок/закутков. Пространство словно сдвигалось, становясь последним местом успокоения – художник создал, по сути, род покойницкой, вид на вертикальный срез анатомички со стенами-ребрами, с зашитыми пиджаками ("вынутыми душами") на смертном ложе, имитацией "жизни" дома с мясорубкой-метафорой по перемалыванию и прокручиванию личностей. Тема ханжества, где лгут даже вещи, – таков сложный мир мещанского ужаса. Разбросанные узлы превращались в сугробы, освещаемые пляской пламени горящих писем в почтовом ящике. Предчувствие смерти, ее присутствие стало лейтмотивом спектакля. ...

В подчеркнутом геометризме основных работ сценографа видны разные тенденции и направления интеллектуального абстракционизма, который отчасти лежит в сфере развития супрематических идей позднего Казимира Малевича (наиболее четко это прослеживается в эскизах к постановкам "Жанна Д"Арк на костре" или "Мистерион"), усиленных его же архитектурой, которую тот воплотил в своих причудливых архитектонах. От Малевича идет главный луч влияния: пространство есть форма мысли и только внешне кажется простым вместилищем предметов и вещей. Архитектурное решение сценического пространства у Симонова чаще холодное, отстраненное, минималистское, супрематические объекты с одной линией конструкции, въезжающей в пространство другой, иногда мондриановский неопластицизм, симметрия/асимметрия деталей, рождающая сдержанно-строгую красоту без закруглений и плавных овалов...

... Пластические вариации героев спектакля "Бедная Лиза" (Государственный Театр Наций, 2009; реж. А.Сигалова) "согревали" холод кинозала с двумя рядами зрительских стульев-кресел. Чувства героини "перемещались" на множащийся экран, на полотне которого неожиданно оживал черный ажур теней начала XIX века – от форм решеток до архитектурной вязи города-образа. Черная дверь под слепящим потоком света белела. Человеческие фигуры в потоке контрового света становились будто вырезанными из черной бумаги шаблонами – в чувстве полета возникала дисгармония пластики, а движение черного занавеса экранов напоминало смыкающиеся навсегда створки жизни. ...