ЦЕНА И ЦЕННОСТИ

Газета "Время новостей"
18.01.2007
Елена Груева

Коммерческая продукция на сценах лучших московских театров

...
Совсем не про любовь и, в общем, не про жизнь самая громкая премьера декабря "Figaro. События одного дня". Она – продюсерский дебют Евгения Миронова. Для нее он создал театральную компанию своего имени, выбрал режиссером Кирилла Серебренникова, собрал хороших актеров: Елену Морозову и Лию Ахеджакову, Авангарда Леонтьева и Виталия Хаева и брался отвечать за все в собственном проекте: от замысла до пуговиц на костюмах. Может быть, именно поэтому Фигаро здесь – вылитый продюсер. И не только потому, что его и играет сам Евгений Миронов. Просто мироновский Фигаро ничем другим не занят, кроме продюсирования самого себя. Он сам себя продвигает на рынке: рекламирует, находит финансирование, сводит с нужными людьми, договаривается с "крышей", отмазывает от кредиторов, подставляет конкурентов, выпутывается из скользких положений, а главное, постоянно просчитывает ходы на будущее. До любви ли ему?!

Не важно, что Бомарше писал свою комедию именно о любви и человеческом достоинстве. Спектакль поставлен ради одного монолога: "И вообще, кто такой – этот "я", о котором я так пекусь?", в котором Миронов-Фигаро рассказывает о том, как трудно пробиваться наверх, теряя по дороге все человеческое, и о том, как он призирает всех тех, кому сливки жизни достались по наследству. Недаром этот монолог звучит со сцены аж два раза. Не надо сравнивать Фигаро Евгения Миронова с Фигаро Андрея Миронова – они разные люди. Не надо задаваться вопросом: почему этот прагматик так уперто добивается свадьбы со служанкой, вместо того чтобы погреть опустевшую постель хозяйки-графини? Для него ушлая Сюзанна (не без драйва сыгранная дебютанткой этого сезона Юлией Пересильд) куда более походящий партнер по осуществлению бизнес-планов, чем тоскующая Розина. Граф с графиней для него лишь ступени в карьере, на которых он не собирается останавливаться. Миронов холодно и энергично играет своего героя, используя уже отработанные в прежних ролях приемы. И спектакль получился холодный, даже злой. В нем много гневных речей и деклараций, много смешных трюков, на выдумку которых так горазд режиссер Серебренников, много профессионализма, много штампов. Вот только без чувств обошлись. Лишь презираемые всеми граф с графиней очень по-человечески сыграны Виталием Хаевым и Еленой Морозовой. Они – единственные – вызывают сочувствие публики, пока плебс над ними куражится.

Как проект художественный "Figaro. События одного дня" – не самая большая удача его бесспорно талантливых создателей. Зато как продюсерский – безусловный успех. Проба сил новой компании перед завоеванием Театра Наций, в котором Евгений Миронов назначен художественным руководителем. Раскрутка Театральной компании Евгения Миронова была мощная и велась среди нужного народа, а публика на премьере была в основном светская, привыкшая потреблять только известные бренды. Эта-то публика осталась довольна – соответствующая поддержка обновленному Театру Наций обеспечена. Да и цены на билеты вырасти не замедлят.

...