ВСЕ ЕЩЕ СМЕШНО

Газета "Взгляд"
02.02.2007
Алиса Никольская

В советские времена комедийный жанр в театре имел уклон в сатиру, насмешку, более злобную, нежели смешную. Сегодня эта направленность неактуальна. Жалкие потуги подобного рода можно лицезреть на ТВ, но никак не в театре. Где предпочли вернуться к более древним комедийным конструкциям – в первую очередь к "комедии положений". Такая комедия дает позитивные эмоции и веру в хэппи-энд.

Другое дело, что с комедией в ладах очень небольшое количество современных режиссеров. Одни принципиально не ставят комедию, считая себя достойными более высоких задач. Другие же, принимаясь за это дело, впадают в пошлость. Так что заставить нас смеяться от души и при этом чувствовать себя комфортно могут далеко не все.

Последние московские премьеры в этом жанре подтверждают, что сделать качественную комедию непросто – но отнюдь не невозможно.

Авантюрист поневоле

Премьера дебютного спектакля Театральной компании Евгения Миронова "Figaro. События одного дня" с ним же в главной роли печальным образом совпала с назначением актера на пост директора Театра Наций. В результате взгляд на "Фигаро" оказался куда более пристальным, нежели этого заслуживал продукт. И довольно средний спектакль, что мог пройти по Москве спокойно, вдруг спровоцировал нешуточный шум. Кто-то громко сетует на провал, кто-то гневно защищает создателей "Фигаро". И то и другое выглядит излишним проявлением эмоций.

Хорошим окажется Миронов руководителем или плохим, станет ясно, когда в Театре Наций начнет что-нибудь происходить. Пока куда важнее вопрос его актерской деятельности. Увы, роль Фигаро в этом плане – досадное несоответствие. Четких черт у этого Фигаро нет: ни авантюрист, ни герой-любовник, ни просто ловкий слуга – никто. К тому же у него отсутствует энергетика, и действие вокруг распадается на клочки, обрывки и эпизоды. Каждый артист пытается выстроить свое направление роли отдельно от других.

У кого-то это выходит удачно, как у Елены Морозовой – изящной и сокрушительно-печальной Графини, и Виталия Хаева – брутального и чувствительного Графа; у кого-то хуже. Но все существуют сами по себе и как-то удивленно, словно сами не знают, что они делают друг промеж друга.

Есть ощущение, что комедийный жанр режиссеру Кириллу Серебренникову абсолютно чужд. Поэтому в "Фигаро" он придумывает все, чтобы утяжелить историю. Герои совсем не шуточно и очень "кухонно" ссорятся, скандалят, уличают друг друга в несуществующих смертных грехах и всячески обороняются от любого позитива.

Конечно, жить, осознавая, что ты один на свете, невеста тебе изменяет, работодатель в грош не ставит, невесело, да и неинтересно вовсе. Серебренников забирает у героев Бомарше смысл их существования, а взамен не дает ничего. Однако режиссер почему-то не следует даже собственной логике. Когда перед решающей финальной сценой всеобщего выяснения отношений Фигаро в отчаянии обливает все вокруг бензином, содрогаешься в ожидании взрыва. Однако вместо него становишься свидетелем всеобщего выхода в свадебных нарядах. Только в этом выходе куда больше безнадеги, чем радости.

Непонятно вот что: если Серебренников хочет сочинить мрачную историю, то почему берет для этого совсем неподходящий материал? В этом выборе звучит какой-то странный вызов: дескать, вы привыкли, что "Женитьба Фигаро" – комедия, а зря! В итоге пьеса сопротивляется, и ни зрители, ни актеры не могут выправить вектор собственных эмоций.

Конечно, никто не против адаптаций классики. Но от талантливых людей ждешь разумных поступков.

...