НАВАЖДЕНИЕ "ЧАЙКИ"

Газета "Московская правда"
26.01.2002
Анна Попова

Ирина Мирошниченко – актриса известная и яркая. ... Особенно интересна ее последняя работа – роль Аркадиной в возобновленном режиссером Николаем Скориком спектакле Олега Ефремова по чеховской "Чайке".

Известно высказывание о том, что эта пьеса способна как начать, так и закончить театр. Осуществить ее можно лишь при наличии яркого актерского ансамбля, где каждый имеет свой определенный голос. Удается это далеко не всем. Потому постановка во МХАТе им. Чехова – неожиданное исключение.

Чувствуется, что для актрисы эта роль очень значима. После двухлетнего перерыва она взялась за нее с огромным порывом. Мирошниченко вжилась в образ Аркадиной, ощущает себя в нем свободно и вольно. Естественность и искренность ее героини подкупают зрителя моментально.

Возможно, на высокий уровень игры повлиял и тот факт, что в свое время актриса уже участвовала в "Чайке" (в роли Маши), знает ее "подводные камни" и "опасные повороты". Безусловно, нельзя не отметить также и партнеров Мирошниченко по сцене – Евгения Миронова (Треплев), Вячеслава Невинного (Сорин) и Михаила Хомякова (Тригорин). Это и есть тот необходимый для успеха спектакля коллектив, который делает его по-МХАТовски созерцательным и одновременно живым.

Аркадина в исполнении Мирошниченко – женщина до кончиков ногтей. Легкость в общении, улыбчивость, изящество, с которым Аркадина перебрасывается репликами с сыном, создают на сцене особый флер. В ней нет ни капли грубости, ни излишней кичливости. Вечная девочка, нуждающаяся, требующая любви не меньше, а подчас и больше других героинь "Чайки". Чего только стоит сцена объяснения с Тригориным, когда Аркадина просит остаться с ней!

"Чайку" во МХАТе стоит посмотреть обязательно. Спектакль так хорош, что его не смотришь – им любуешься. В нем есть старорусское очарование, неуловимая фата-моргана, которую сплетают актеры и куда стремится всякий зритель.