ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК ГРИГОРИЯ ЗАСЛАВСКОГО

Журнал "Новый мир" №3
2002
Григорий Заславский

... Возобновление "Чайки" на сцене МХАТа имени А.П. Чехова вполне могло вызвать недоумение, хотя сегодня этот спектакль справедливо назвать лучшим среди трех уже вышедших в Художественном театре посвящений Ефремову – после "Сирано де Бержерака", которого выпускали уже после смерти Олега Николаевича, и новой редакции "Кабалы святош".

Для возобновления новый худрук Олег Табаков выбрал не легендарную ефремовскую "Чайку" 1970-го, которой режиссер попрощался с "Современником", но "Чайку" 80-х, поставленную уже во МХАТе, но во МХАТе еще не раздельном, и знаменитую не величием замысла, но более – многочисленными составами. Не осталось, кажется, тогда в большой труппе Художественного театра такого знаменитого артиста, который бы не прошел "школу" "Чайки". Лаврова, Вертинская, Мягков, Попов, Саввина, Мирошниченко, Екатерина Васильева, Евстигнеев, Невинный, Давыдов...

Сегодня неспешные повороты декорации Валерия Левенталя, где крупные планы достигаются выдвижением беседки на самый край сцены, резко контрастны манере игры Евгения Миронова, выступающего в роли Треплева. Миронов, Михаил Хомяков в роли Тригорина, Евгения Добровольская в роли Маши – они играют нервнее (хотя тогда казалось, что нервнее, даже неврастеничнее, дерганнее, чем играл Треплева Михаил Ефремов, уже и быть не может...), порывистее и как-то стремительнее, жестче. Технически безупречно. Но для спектакля, где главнее интерпретации, существеннее, чем любая тенденция, всегда становилась атмосфера, этого, пожалуй, недостаточно. Ефремовское в нем – в тех второстепенных персонажах, которые помнят своего режиссера: в Дорне – Владлене Давыдове, в Сорине – Вячеславе Невинном, сохранивших интонацию... Ирина Мирошниченко – Аркадина – хороша там, где важной становится комическая, а не драматическая составляющая роли. ...