"ЧАЙКА"

"Театральная афиша"

Этому спектаклю более четверти века. Он был поставлен Олегом Николаевичем Ефремовым в 1980 году – в те докоммерческие времена, когда вопреки идеологическим установкам в театре ценили полифоническую многосторонность в осмыслении пьес и подробную неспешность в исследовании характеров, не подменяя их пошловатой клоунадой и капустническим дилетантизмом. "Чайка" изначально была символом Художественного театра. Сегодня ее последняя версия, еще сохранившаяся на сцене МХТ, воспринимается с явным оттенком ностальгии, при том что все эти 25 лет спектакль остается живым, не превращаясь в памятник самому себе. Разумеется, меняются исполнители, которые выносят на подмостки чувства, мысли и проблемы своего поколения. Так, если первый Треплев – Андрей Мягков – был романтиком, страдавшим от невозможности выразить себя, а поэтичная Заречная – Анастасия Вертинская – словно несла в себе заряд энергии и веры времен молодого "Современника", то сегодняшние Костя – Евгений Миронов (эту роль играет также Юрий Чурсин) – и Нина – Анастасия Скорик – дети совсем другого времени. Они более деловиты и агрессивно напористы, внешне смелы и холодновато ироничны, но в то же время более ранимы и закомплексованы, беззащитны и болезненно нервны. Нынешняя Аркадина Ирины Мирошниченко (эту роль исполняет также Ирина Апексимова) – талантливая, сильная личность, резче и определеннее в своих устремлениях, чем капризно-шаловливая фантазерка Татьяны Лавровой. А Тригорин Михаила Хомякова рассудительнее и выдержаннее, спокойнее и трезвее в оценках самого себя и окружающих, нежели страстный, мучительно терзавшийся от своих несовершенств герой Александра Калягина. Но совсем неподвластно времени то, что изначально составляло основу и суть постановки – философское осмысление реальной действительности через действительность театральную. Все так же движется по сцене беседка треплевского театра, где проживаются ключевые моменты судеб персонажей. Но это не театр в жизни, это театр жизни, с его невосполнимыми потерями и вопреки всему неустаревающими ценностями.