ОТЧЕГО ЗАСТРЕЛИЛСЯ КОНСТАНТИН?

Газета "Новости в Новосибирске"
23.04.2003
Яна Колесинская

Четырехсотым спектаклем МХАТа "Чайка" по великой чеховской пьесе, с которой начался Художественный театр, открылись 14 апреля его гастроли. Роль Кости Треплева играет Евгений Миронов.

В Новосибирске "Чайку" ставили разные театры. Константина Треплева играли в "Глобусе" – Дмитрий Готсдинер (ныне москвич) и Евгений Миллер, в ГДТ – Константин Ярлыков и Павел Южаков, в "Красном факеле" – Вячеслав Росс (сейчас в Москве), на "Левом берегу" – Вадим Тихоненко. И вот к нам опустилась МХАТовская "Чайка". Чтобы вместить всех желающих, в "Глобусе" урезали планшет сцены и дополнили зрительный зал пятью рядами стульев. Едва утихли звуки последнего монолога, театроманы встали для оваций как один, словно звучал гимн России. МХАТ – это наше все. "Чайка" – это дань Чехову и лучшим традициям психологического театра, это память об Олеге Ефремове, поставившим ее 20 лет назад.

В 2001 году спектакль был возобновлен. Благодаря новым исполнителям, пишут московские критики, "Чайка" задышала в ритме сегодняшнего дня. Задышала ли? На взыскание "искушенной новосибирской публики", как назвала ее директор МХАТа Мария Ревякина, были предложены не только новые постановки, но и те, которые можно считать историческими.

В архаичном, монументальном спектакле Костя Треплев – самая живая и органичная фигура. Центр этой истории – Миронов. Центр сценографии – сколоченная из бревен романтическая беседка, ставшая костиным театром. О театрике забывают, он никому не нужен, его предлагают сломать. Но он жив, покуда есть углубленность человека в духовность — его устремленность в творчество.

В беседке – фигура в черном. В руках – ружье. Оно выстрелит, и когда это произойдет, не останется ничего: ни театрика, ни хрупкой души художника, ни самого художника. Будет только "ужас, ужас, ужас".

Маститый писатель Тригорин прошел через испытания, которые Костя не выдержал. Тригорин научился быть толстокожим. Костя – не научился. Он – трепетный, порывистый, искренний, истеричный – не делит жизнь на любовь и творчество. Не умея скрывать своих чувств, открыт всем ветрам и ничем не защищен от них. Всегда остается рядом только дядя (Вячеслав Невинный) – добрый, понимающий, чуткий, но совсем беспомощный дядя. Дядя спит, а Нина жестоко уничтожает Костю признанием в любви к другому. Материализуясь из костиной грезы, сна, мечты, Нина режет по-живому последнюю надежду. Вместе с ней уходит смысл не жизни даже – бытия. Прижимая к груди Нинины письма, перехваченные красной лентой, Костя уходит навсегда. Это не склянка с эфиром лопнула в походной аптечке Дорна. Это выстрел – тот, который никто не захотел предотвратить.

Евгений Миронов, приехав в Новосибирск, сказал, что, будучи артистом "Табакерки", играет там всего одни спектакль – "Бумбараш", а во МХАТе он артист приглашенный. При этом считает себя свободным человеком и свободой весьма дорожит. Это значит, что самый молодой из заслуженных артистов России (получил это звание в 96-м, в возрасте 30 лет), заявивший о себе в 88-м году в фильме "Жена керосинщика", снявшийся еще в двух десятках картин, может позволить себе выбор из того огромного количества проектов, что предлагают лучшие режиссеры страны и мира. Сегодня выбор таков: Гамлет у Петера Штайна в театре, князь Мышкин у Владимира Бортко в кино.

"Неужели ты когда-нибудь докатишься до сериалов?" – подтрунивали над избирательностью Евгения Миронова. Но сериал "докатился" до него. Владимир Бортко предложил главную роль в десятисерийном художественном фильме "Идиот" по роману Достоевского. Съемки велись восемь месяцев: в Питере, Москве и Швейцарии. В конце апреля "Идиот" выходит на телеэкраны. А летом Миронов приступит к участию в проекте Алексея Учителя (снявшего "Дневник его жены") – съемке в фильме "Космос как предчувствие". "Буду играть боксера – учусь боксу на старости лет", — доверительно сообщила звезда. — Хожу вместе с детьми в спортзал и учусь".

Константин Треплев сам выбрал Евгения Миронова. Выбрал его и герой, требующий совершенно иной театральной стилистики, –англичанин Джордж Пигден. Новосибирск увидел Миронова в комедии "№13", прославившейся убойной силой смеха. 16 апреля в гардеробе ДКЖ не хватило номерков, а в зале было некуда даже встать. Хорошо смеялся тот, кому удалось попасть на спектакль МХАТа "№13".