В ТЕАТРЕ НАЦИЙ ПРОШЛИ ПРЕМЬЕРНЫЕ ПОКАЗЫ "КАЛИГУЛЫ" В ПОСТАНОВКЕ НЯКРОШЮСА

annews.ru
01.02.2011
Родион Чемонин, Денис Жулин

31 января и 1 февраля Государственный Театр Наций представил спектакль "Калигула" по Альберу Камю. Это уже повод для того, чтобы назвать это первой театральной сенсацией 2011 года. Но есть и другие причины для привлечения внимания московской театральной общественности: главную роль сыграл сам худрук Театра Наций Евгений Миронов, а постановщиком выступил один из самых известных и востребованных театральных режиссеров мира литовец Эймунтас Някрошюс. ...

В "Калигуле" Эймунтаса Някрошюса актеры четко следуют выстроенной графике спектакля. Что неудивительно: режиссер привычно в очередной раз поражает точностью и изыском филигранно выстроенных мизансцен. Сценография также привычно минималистична. Пространство организовано при помощи шифера – из этого, обычного на первый взгляд, материала создано практически все: ширмы, стены, троны, чемоданы и даже триумфальная арка. Костюмы художника Надежды Гультяевой лаконичны по форме, преимущественно темного цвета и только Калигула – в алом, ближе к концу облачаясь в черный.

Главную роль, жестокого тирана и философа Калигулу, исполнил Евгений Миронов. На сцене Миронов вступает в спор с законами гравитации, точно так же, как Калигула, – с нормами человеческой морали. Сложнейшие пластические элементы и акробатические трюки приближают артиста к своему персонажу – Калигуле. Живя на гране человеческих возможностей, Миронов – Калигула с каждой сценой все сильнее и сильнее натягивает струну происходящего, доводя до абсурда и ужаса действия своего персонажа.

В остальных ролях заняты такие звезды, как Мария Миронова, Игорь Гордин, Алексей Девотченко. Четыре часа тринадцать действующих лиц разыгрывают пьесу Альбера Камю, вновь задавая вопросы власти, чести, долга, любви, свободы, быта и бытия, не теряющие своей остроты и сегодня.

И зрители – особенно те, кому привычен язык Някрошюса – не тяготятся фирменным ритмом повествования литовского режиссера. И нельзя не отметить актуальность "Калигулы" здесь и сейчас. Реплики "императоров хватает, а вот личностей не найти" или рассуждения Калигулы, что для наполнения казны нужно патрициев "казнить в порядке свободного списка", говорят сами за себя. Впрочем, в данном случае важен не столько текст, сколько само появление этого спектакля на афишах театральной Москвы.