КОЛОБОК ЭПОХИ РЕВОЛЮЦИЙ

Газета "Культура"
31.07.1993
Вадим Михалев

— Олег Павлович, у Вас в театре появился новый режиссер Владимир Машков. Вы что, совершенно не ревнивы?
— Нет, нисколько. Напротив, я очень, очень рад этому. У меня мужской характер...
(из разговора с О.П. Табаковым)

В Московском театре-студии Олега Табакова Владимир Машков поставил спектакль по пьесе Юлия Кима "Страсти по Бумбарашу", что написана им по мотивам ранних рассказов Аркадия Гайдара. Естественно, на памяти у всех замечательный фильм "Бумбараш", да и сами рассказы Гайдара, в революционных настроениях которого нет сомнения. Зачем, спрашивается, ворошить прошлое? Что заставляет современный театр обращаться к нему?

Всякие размышления и сомнения в необходимости этой постановки уходят прочь, как только начинается спектакль. Владимир Машков убедительно доказывает, что на истинно больших произведениях нет позорного клейма истории, что они неисчерпаемы и позволяют пытливому и талантливому уму открывать все новое и новое. В том, что А. Гайдар прекрасный писатель, мало кто усомнится и сейчас. В том, что Юлий Ким написал замечательную вещь по мотивам рассказов Гайдара, тоже нет сомнения. Музыка Владимира Дашкевича уже кажется народной, так как его песни из фильма, звучащие и в спектакле, до сих пор распевают все.

Однако спектакль ни в одной из своих сцен не напоминает фильм. Причем для Владимира Машкова это не было специальной задачей, просто его интерпретация произведения на уровне смысла требовала иной реализации, иного хода.

Авторы постановки сохраняют драматизм содержания истории о гражданской войне, где брат шел на брата, отец на сына. Но в данном случае не было присущего фильму необходимого смещения в пользу "красных". Смысл спектакля более философичен, поскольку рассказана сказка про Колобка, который, избавясь от ужасов войны четырнадцатого года, попал в варево революции. Где, теряя близких, последовательно избегал и большевиков, и белых, и зеленых, и разных других, потому что "белые придут – грабят, красные придут – тоже грабят". Вопрос "куда мужику податься?", достигающий трагичности "быть или не быть?", становится основным в спектакле и сейчас звучит не менее актуально, чем почти 80 лет тому назад. Актеры с иронией, не лишенной горечи, показывают радетелей матушки России, которые за нее рубашку рвут на груди, жизни не жалеют, особенно чужой.

Чувствуя смысловую традиционность и даже притчевость материала, режиссер находит соответствующий образ спектакля, опираясь на выразительную культуру живописи Поповой, Петрова-Водкина, Синяковой, внимательных к народным лубочным корням. Начало спектакля, сцена застолья, где все еще сидят на месте, не разделенные войнами и революциями, сразу же напоминают живопись, поэзию, театр далеких двадцатых.

Исключительно простая сценография Александра Боровского оказалась очень точной. Быстро передвигающийся струганный стол и лавки позволяют режиссеру моментально менять место действия, исчерпывая все необходимые предметные значения, возникающие по ходу спектакля. В этом локанизме, в умелом "обживании" маленькой сцены театра-студии глубокое понимание развития спектакля, где постоянно двигающимся, поющим, танцующим актерам нужно пространство.

В этой работе редкое сочетание пения, хореографии и текста, одно по-настоящему продолжает и развивает другое. Алла Сигалова нашла выразительный танец и пантомиму, раскрывающие народный характер героев, их необузданность и темперамент.

Выше всяких похвал исполнители главных ролей А. Заворотнюк, С. Беляев, В. Егоров, А. Мохов, В. Александров. В спектакле по сути дела нет массовки, "второй план" настолько проработан, что запоминаются все, и у каждого есть свой "звездный час по местному времени". Но, конечно же, этот спектакль – очередной праздник для поклонников Евгения Миронова – Бумбараша. Пластичный, музыкальный, трудится с полной самоотдачей и настоящим состраданием к происходящему. Не верится, что Жене 25 лет, так расчетлив он и умел в этом спектакле, абсолютно попадая в тип, ставший уже символичным в нашей культуре.