СТРАСТИ НА БИС

Журнал "Театральный сезон"
Мария Ямковая

В театре-студии Олега Табакова поставили музыкальный спектакль, основанный на довольно известном материале. Мало кто не видел фильм "Бумбараш" с участием Валерия Золотухина. И даже если вы не смотрели кино, то хоть одну песню Юлия Кима все же слышали.

Главную роль исполняет Евгений Миронов. Кто видел этого актера на сцене, вряд ли забудет поражающе высокую технику исполнения. Конечно, Миронова знают больше по кино, нежели по театральным работам, и идут посмотреть на него, как на любимого киноактера, но с первых же минут спектакля понимаешь, что кинематограф доносит лишь сотую долю его возможностей.

Спектакль захватывает с самого начала внезапным появлением актеров на сцене: только на секунду выключили свет, а они уже здесь – без единого шороха каждый занял свое место. И сразу песни – при минимуме декораций, которые составляет всего лишь длинный стол на колесиках, переезжающий с места на место, и дощатая стена, сквозь которую временами просачиваются струйки дыма.

Спектакль зрелищный и красивый. Нет напыщенности, избытка эмоций, движения поставлены четко, ярко для каждого действующего лица, хочется смотреть одновременно на всех, чтобы не пропустить ни одного поворота головы или движения рук. Танцевальные этюды исполняются с легкостью, пластика и чистота игры актеров восхищает. Внимание приковано к действию и быстрой смене ситуаций, не успеваешь пережить одну трогательную сцену, как за ней уже другая, столь же органичная.

На сцене все поют, и, сидя где­нибудь на пятом ряду партера, слышишь голоса вживую, что дает еще большее погружение в происходящее. Зрители замирают, услышав знакомую мелодию и аплодируют почти после каждой песни.

Интересны образы героев, их характерные отличия. Так, например, укрываясь от пуль, солдаты падают на землю, а их командир (А. Смоляков) встает в позу мыслителя, уверенный, что в него на этой войне не попадет ни одна пуля. Вообще, красиво поставлены сцены сражений – изящная игра со своими правилами, сдержанная, с долей иронии.

Одна из самых ярких сцен спектакля – это музыкальный диалог Бумбараша и его нового знакомого Левки, танцевальная композиция с сигаретой и песней "Журавль по небу летит..." поражает живостью, подвижностью, четкостью жестов.

Трагическая история Бумбараша известна большей части зрителей в зале, но здесь сюжет не главное. Однако нужно сказать несколько слов о происходящих на сцене событиях: думая, что Бумбараш погибает на войне, его любимая девушка, Варя, выходит замуж за его брата, а друзья разделяются на красных, белых, просто бандитов, и теперь уже воюют между собой. Но Бумбараш вернулся домой, он уже свое отвоевал, ему не нужны эти распри, ему бы с любимой жить да радоваться. Но его тянут в разные стороны даже там, где он искал спокойной жизни. Страстное желание жить и любить – вот что занимает ум и сердце Бумбараша, но он теряет близких ему людей: друзей, брата, любимую, и в конце-концов остается один.

Все умерли, ну, как же так, слезы подступают, буквально секунду актеры просто сидят и смотрят на нас, но нет, они тут же улыбаются, как будто говоря – это всего лишь грустная история, рассказанная нами, а вы радуйтесь.

Что ж, Екатеринбург хорошо принял московских гостей, в нашем городе этот спектакль уже второй раз, публика знает, на что идет. Зрители долго аплодируют стоя, много цветов, актеры раза четыре выходят на бис.