"СТРАСТИ ПО БУМБАРАШУ"

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000
2004
Лилия Шитенбург

"Страсти по Бумбарашу" – мюзикл Владимира Дашкевича и Юлия Кима по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара в постановке Владимира Машкова в Театре-студии Олега Табакова. "Табакерка" становится одним из самых популярных театров Москвы, а Евгений Миронов подтверждает свой статус восходящей звезды

Театр-студия Олега Табакова, в просторечии именуемая "Табакеркой", была создана в 1987 г. В труппу студийцев вошли ученики Табакова разных лет – начиная с тех, кто еще в 1979 г. пытался создать свой театр, и заканчивая совсем зелеными студентами. На ранних этапах спектакли ставил в основном сам Табаков, потом к нему присоединился его ученик Александр Марин. Работы "Табакерки" брали не постановочными изысками или каким-то особенно глубоким и свежим прочтением материала, а добротным качеством драматургии и профессиональным обаянием актеров, отменно обученных в духе самого что ни на есть классического психологического реализма. Речь идет даже не столько о "раскрытии замысла через актера" (режиссерская идея в "Табакерке" часто вторична), сколько о "раскрытии" самого актера, о максимальной реализации его творческого и личностного (здесь это важно) потенциала. У этого метода, у этой школы – богатая история. Недаром хитом начала 1990-х гг. стала "Обыкновенная история" Ивана Гончарова (1990), поставленная Табаковым в память о легендарном спектакле "Современника". Решение было найдено изящное, беспроигрышное и трогательное одновременно: теперь сам Табаков играл Адуева-старшего, а в роли Александра Адуева превосходно себя чувствовал вчерашний дебютант Евгений Миронов (появившийся в том же году рядом с Табаковым в знаменитой "Матросской тишине" Александра Галича). "Страсти по Бумбарашу" – второй спектакль Владимира Машкова (первым был поставленный годом раньше "Звездный час по местному времени" с тем же Мироновым в главной роли). Местный "Бумбараш" славен не оригинальностью режиссерских ходов (это то, что называется "актерская режиссура"), а лихой энергией, выплескиваемой с крохотной сцены на горстку зрителей крупными, отборными актерами. Укротить их разбушевавшийся темперамент в задачу постановщика никак не входит, и это очевидно. Настоящий актерский кураж еще долго будет самой сильной стороной "Табакерки" (потом появятся и другие сильные стороны). Если по поводу режиссуры Машкова (непременно стушевавшейся бы без ударных музыкальных номеров Владимира Дашкевича) высказываются справедливые сомнения, то Бумбараша Евгения Миронова единодушно признают неотразимым все. Об истинной мере дарования Миронова (уже сыгравшего звездные роли в фильмах отца и сына Тодоровских) догадывается, пожалуй, только его учитель. Пройдет всего несколько лет, и станет очевидно, что если через двадцать лет кому-то и играть Адуева-старшего, то – Миронову.