ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ

Газета "Экран и сцена" №8
03.05.2010
Екатерина Дмитриевская

"Золотая маска" – 2010

...
"Рассказы Шукшина" Херманиса, "Я думаю о вас" Руиса не случайно сошлись в одном списке лауреатов. Хоть и грустно, что не наши режиссеры поставили эти спектакли. Зато они ставят под сомнение споры о том, насколько правомерны в программе Национальной премии и фестиваля спектакли, созданные режиссерами или хореографами из-за рубежа, доказывая, что развитие театра возможно только в открытом обществе. Изоляция никогда не была продуктивной, и сегодняшние победы Театра Наций или театра "Et Cetera" с мюзиклом "Продюсеры" (получившего права на бродвейскую постановку, но творчески и по-своему ее поставившего) – тому убедительный пример. ... Как обычно, на прощальном вечере "ЭС" беседует с членами Жюри, экспертами Советов разных "призывов".

ГРИГОРИЙ КОЗЛОВ:

... Я еще раз убедился: только ансамбль, только команда может дать результат. Режиссер – ноль, если нет доверия у партнеров. Нет доверия: и все разрушается. Спектакль получается, только когда все вместе: режиссер, художник, актеры неторопливо постигают смысл общей работы. Пример: "Рассказы Шукшина", где и опытные актеры, и совсем молодые ребята хорошо понимают, что делают.

АНАИТ ОГАНЕСЯН:

Я рада за "Рассказы Шукшина". Но мне кажется, что самое интересное в спектакле – режиссура. Человек с совсем другим менталитетом вдруг понимает, что Шукшин для русской аудитории – что-то очень близкое и родное, как член семьи. И Херманис проникает в этот мир. В спектакле, на первый взгляд, очень простая режиссура, но она очень сложная, потому что нужно было проникнуть в каждого персонажа, дать ему характер, лицо. Собрать эти рассказы и из них сделать жизнь. В спектакле потрясающий фон. Когда вы видите подсолнухи, вы обращаете внимание на то, что это не те подсолнухи, какие были у Ван Гога, а такие, как в России бывают: поле кривое, косое, с дорожкой. Вам вдруг все становится близко и понятно. Хотя, казалось бы, по технике – это фотобаннер. Но у режиссера (он здесь и художник вместе с Моникой Пормале) все складывается.

Очень правильно, что жюри отметило работу художника по костюмам Виктории Севрюковой. Я рада, что мой совет обратиться к ней был услышан в Театре Наций. У Виктории есть острота мышления и умение чувствовать современный язык. Это видно по многим ее спектаклям. Но Севрюкова сильно зависит от режиссера. Если ей дается умное задание, она его улучшит, найдет визуальный ряд. В "Рассказах" нет ни одного бытового костюма, хотя, на поверхностный взгляд, шукшинские вещи про быт. Все, что она придумала, сочинено с полным пониманием некой сверхзадачи: как западное сознание режиссера проникает в русскую жизнь. ...