МЕЖДУРЕЧЬЕ
chaskor.ru
05.08.2009
Павел Руднев
Итоги театрального сезона 2008/2009 по версии Павла Руднева: Министр культуры как антиперсона
...
Режиссер сезона: Алвис Херманис, "Рассказы Шукшина", Театр Наций
В шумном проекте Театра Наций с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой именно режиссер, автор идеи, идеолог, оказался наиболее сильной частью.
Молодой рижанин Алвис Херманис, к творчеству которого сегодня привлечены пристальные взгляды мирового театрального сообщества, каждый спектакль которого становится событием в программах лучших всемирных фестивалей, поразил Россию ею же самой.
На такое способен только варяг: вытащить из закромов что-то до такой степени известное и, возможно, даже затертое, и показать феномен в новом свете.
Самый важный итог – избавление Шукшина от клейма писателя советской эпохи. Херманис пытается утвердить его вневременное значение. У артистов Театра Наций есть стремление узнать в бытовом, будничном национальное – дух отечества нам не чужой, далекий и враждебный, а свойский, родной. И эта очень простая мысль, которая в последние годы вызывала стойкое сомнение, вдруг заиграла в театре с внятной очевидностью. В "Рассказах Шукшина" есть не только узнавание России, но и ее признание, утверждение.
Актеры не играют в натуральной атмосфере алтайской деревни – жизнеподобие было бы слишком простой задачей. Фон для театральной игры в Шукшина – это фотографические щиты художника Моники Пормале, и это не унылые бытовые алкогольные черно-белые снимки, транслирующие пафос, гамму и интонацию социального пейзажа. Это фотографии яркой, сочной, цветастой, пышущей жизнью деревни – одной абсолютно счастливой деревни в России. Взгляд художника любит, лелеет Россию, ее людей, ее простоту, ее гуманитарность.
В такую Россию заставляет нас поверить чужак Херманис. ...