ГЛУБИНКА КАК АРТЕФАКТ

akado.com
24.11.2008
Алена Данилова

Выдающаяся работа фотографа – такой номинации нет ни в одной театральной премии, а ее непременно надо было бы создать специально для Моники Пормале. Ее фотоработы стали не только основой декорации спектакля "Рассказы Шукшина" в Театре Наций, они проявили концепцию, обеспечили атмосферу и даже задали тон актерской игре в постановке. Режиссер Алвис Херманис, художественный руководитель Нового рижского театра и один из главных героев современной мировой театральной сцены, отвез всю творческую группу, работавшую над спектаклем, на Алтай. Там в селе Сростки родился Василий Шукшин, все еще живут его родные, знакомые, реальные прототипы его литературных персонажей.

В Сростках, впрочем, поработала не только Моника Пормале. Алвис Херманис – художник, питающий болезненное пристрастие к достоверности. Его работа не могла бы состояться, не изучи он во всех деталях то, о чем писал Шукшин: быт, героев, характеры, язык. Впрочем, изучить в его случае – вовсе не значит скопировать. Херманис превратил реальность мира, который, вероятно, показался ему и показался бы нам инопланетным, в произведение искусства и тем самым разрушил стену, разделявшую московскую театральную публику и жителей деревни Сростки.

Десять рассказов Василия Шукшина разыгрываются один за другим на сцене. Они трогательны, парадоксальны и в конце концов трагичны. От почти анекдота о странном сватовстве, через забавные и немного печальные рассказы о незадачливых городских приезжих, злых женах и пьянчужках-мечтателях к бесконечно драматичным, пробирающим до слез человеческим историям.

Юлия Свежакова, Юлия Пересильд, Александр Гришин, Дмтрий Журавлев и Павел Акимкин составили блестящий ансамбль, главные роли в котором были отведены Евгению Миронову и Чулпан Хаматовой. Впрочем, эти двое не просто звезды, украсившие собой спектакль. Центральные партии в этой мультисюжетной постановке означают работу на износ – комикование, лицедейство, эмоционально насыщенную игру, да и чисто физическую нагрузку.

"Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса представляют собой весьма парадоксальную смесь социальной документалистики, фонтанирующего актерства и надрывной человеческой драмы. Каждое из слагаемых – залог успеха. И несмотря на то, что в искусстве со сложением все не так просто, как в математике, на этот раз публика получила блестящую сумму.