"РАССКАЗЫ ШУКШИНА"

weekend.ru

Громкая премьера Театра Наций. Всемирно известный режиссер из Латвии Алвис Херманис впервые поставил спектакль в России. Сыграть рассказы Василия Шукшина, которые Херманис считает "русским золотом", доверено лучшим московским актерам во главе с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой.

Как не странно, тема русской деревни и русского человека, которую так мастерски развил в своих рассказах Василий Шукшин, оказалась близка не отечественным режиссерам, а латышу Алвису Херманису. Не случайно многие европейские зрители называют Херманиса "новым гуманистом" мирового театра. Ему вообще свойственно пристальное внимание к повседневной жизни людей – сегодняшней или ставшей уже достоянием истории. Критики называют его театр "документальным", потому что режиссер высматривает, вычитывает, иногда даже выпытывает свои спектакли из реальности. Он ставит только о том, что знает и что помнит. Память у Херманиса особая – очень внимательная к деталям, подробная, но лишенная как бесплодной ностальгии по прошлому, так и мстительного его отрицания. Еще у него особое чутье на театральную фальшь, на притворство, которое так часто делает театр несовременным и отпугивает от него молодежь.

К "Рассказам Шукшина" Алвис Херманис подошел основательно: он взял самых востребованных актеров Москвы и вместе с художниками и фотографами отправил их на некоторое время в село Сростки, на малую родину писателя. Актеры успели подружиться с местными жителями и прочувствовать особенности деревенской жизни. Огромные фотографии простых селян, которые стали прототипами театральных образов, теперь украшают сцену. Для каждого из десяти рассказов – своя композиция портретов реальных людей. В деловой и гламурной театральной Москве это, пожалуй, самые необычные декорации.

Актеры не пытаются "изображать" крестьян из советской деревни 70-х годов. Они остаются на сцене современными людьми, рассказывающими простые и трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны. Принцип режиссера – полностью сохранить авторский текст, поэтому спектакль не предполагает инсценировки. Удивительно, но постановка латышского режиссера, выглядят чуть ли не самым русским спектаклем московского репертуара.