ГАМЛЕТ НЕ ХОЧЕТ В ТАМБОВ

Газета "Московский комсомолец"
13.10.1998
Марина Райкина

Каждого, кто берется ставить "Гамлета", а тем более сыграть его, можно только пожалеть. Во-первых, его будут сравнивать со всеми возможными и невозможными "Гамлетами", случившимися до него. А во-вторых, ждать, как режиссер своим умением утопит Офелию, отравит Гертруду и как Принц Датский разразится монологом "Быть или не быть?". Известный немецкий режиссер Петер Штайн представил московской публике своего "Гамлета", рассчитывая, как победитель, только на успех.

Штайн – режиссер нормальный, как он сам себя считает. Поэтому его "Гамлет" обошелся без авангардного выпендрежа. А также дотошный. Для постановки он использовал аж пять переводов шекспировской трагедии только для того, чтобы до слова, до буквы донести суть событий в Датском королевстве. К тому же – жестокий. Именно так немец обошелся с принцем: он ничем его не "прикрыл", вытолкнув, как голого гладиатора, на боксерский ринг. Гамлет был в смокинге, длиннополом пальто, но как открытая рана и вызывал сострадание. Евгений Миронов, может быть, на сегодняшний день один из самых ярких молодых артистов, сыграл светлого Гамлета, не скурвившегося от жизненной чернухи. Таким он оставался даже тогда, когда становился злым мальчишкой, резавшим завравшихся стариков Эльсинора. Гамлет играет на саксофоне. Лежит на спине и спрашивает небо: "Быть или не быть?", вплетая в вечный вопрос размягченный блюз. От этого хрестоматийный монолог выходит у него до боли земным. И вся достаточно классическая постановка выглядит интереснее и ценнее любых авангардных изысков, вроде того, что Гамлет хочет в Тамбов. Тот случай, когда красота дороже денег.

"Гамлет" Штайна получился, во-первых, потому, что у него есть настоящий Гамлет. Во-вторых, все остальные персонажи – тоже главные. В результате режиссерской тщательности запоминаются даже малоговорящие персонажи или такие знаковые, как Тень отца Гамлета в исполнении Михаила Козакова. Его Тень – всем теням тень. Среди актерских удач можно числить работы Александра Феклистова (Клавдий), Алексея Зуева (Горацио) и особенно Дмитрия Щербины (Лаэрт).

Любопытно, что на "Гамлете", так же, как и на последних премьерах, уже не увидеть членов правительства и действующих политиков, которые до последнего времени так любили отмечаться в театре. Очевидно, мужики слишком забаловались с импичментом и дележом власти. А между тем их нужно водить на "Гамлета" в принудительном порядке, как школьников, чтобы недоучки с плохим воображением воочию увидели свой реальный конец: сколько ни ври, ни предавай и ни подличай, все равно найдутся шакалы, которые сожрут, которых, в свою очередь, тоже...