РАЗДВОЕНИЕ ГАМЛЕТА

Ирина Леонтьева
(из личного архива Евгения Миронова)

Столичных театралов охватил настоящий ажиотаж. Практически одновременно состоялись две громкие премьеры шекспировской трагедии. В театре "Сатирикон", где под руководством знаменитого грузинского режиссера Роберта Стуруа в Гамлета воплотился Константин Райкин, и антрепризный проект не менее знаменитого немца Петера Штайна с Евгением Мироновым в роли принца датского (спектакль идет на сцене ЦАТРА).

Современные одежды – лишь внешний прием, актуальны мысли, чувства и поступки. Хотя все мы знаем, что истории свойственно повторяться. Интонации же новых версий друг с другом спорят. Гамлет Миронова – юный, благородный, живущий чувствами романтик. Гамлет Райкина – опытен до цинизма, давно забывший идеалы молодости.

У Стуруа иначе и быть не могло. В "Сатириконе" вспомнили о том, что действие идет на выжженной, завоеванной земле. Ведь первое убийство случилось еще до начала пьесы. Отец Гамлета, превращенный ныне в Призрака, когда-то убил отца молодого Фортинбраса – и ничего хорошего дальше не может быть просто по определению. А потому совсем не удивляет то, что Гамлет-Райкин, выросший в порочной атмосфере, покуривает травку и в грош не ставит собственную, вечно полупьяную мать (Лика Нифонтова). И какие претензии по поводу "кровосмесительного" брака с Клавдием можно предъявить Гертруде, коль два мужа – и впрямь близнецы-братья (тот и другой Александр Филиппенко). Гамлет-Райкин ремеслу убийцы учится быстро и прилежно, постепенно входя во вкус. И множатся трупы – на сцене и за ее пределами. Он сам станет последним. Но это не финал. Потому что потом явится, наконец-то, Фортинбрас (Григорий Сиятвинда) – привычно сядет на пустой трон, сбросит сапоги, вытянет ноги и лениво прикажет: "Уберите трупы". Он вернулся домой...

Не то – у Штайна. Гамлета и актера, его играющего, он делает ровесниками. И предпочитает забыть о прежних преступлениях, начиная историю с "белого листа". Но Гамлет-Миронов – особа королевской крови, политиком быть не желает. Кровавые разборки, интриги и козни ему чужды. Он – заблудшая овца в хищном стаде переодетых волков. Книги, музыка, актерство – вот его удел. Он чист, раним и пытается быть свободным. Гамлет-Миронов берет саксофон и, кажется, забывает все на свете. И эта музыка словно продолжает его страстные монологи. Но кто позволит бедному принцу уйти в мир грез? Назойливый призрак отца (Олег Вавилов) будет являться ему непрестанно, умоляя, приказывая мстить, пока не покроет и труп сына белым погребальным покрывалом. И Гамлет-художник тоже учится убивать, но мучительно, борясь с собой, и добровольно выбирая, скорее, лишь собственную смерть. Его, право, куда больше жаль, ведь молодость, попадающая в жесткие тиски зла, достойна скорби.

Два "Гамлета", безусловно, стали событием в театральной жизни Москвы. Режиссерский профессионализм, оригинальность художественного оформления и целое созвездие звездных актерских имен (особенно у Штайна – Ирина Купченко, Александр Феклистов, Михаил Козаков) – достойный ответ искусства придавившему всех нас "кризису".