"ГАМЛЕТ" УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА В ПОСТАНОВКЕ ПЕТЕРА ШТАЙНА В ТЕАТРЕ АРМИИ

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000
2004
Лилия Шитенбург

Самый бессмысленный "Гамлет" десятилетия

Собрав театральных звезд первой величины, Петер Штайн, тем не менее, создал образцово провальный спектакль. По словам самого режиссера, взялся он за Уильяма Шекспира потому лишь, что в России нашелся подходящий Гамлет – Евгений Миронов. Режиссерская концепция в спектакле, приготовленном за восемь недель, отсутствовала в принципе. Причем об этом безотрадном факте осведомлены не только театроведы, но и актеры (вынужденные давать многочисленные интервью и не скрывающие своей растерянности). В сущности, весь смысл спектакля сводится к диалогу Гамлета с Полонием: "Что вы читаете, мой принц? — Слова, слова, слова..." Четыре часа принц и остальные персонажи "читают слова". Содержание спектакля исчерпывается его звездной афишей. Без каких-либо потерь этот "Гамлет" в мае переедет в здание цирка (последующий гастрольный тур также пройдет в цирковых помещениях). Призрак появляется в тепленькой байковой простынке и долго ходит по кругу. Но даже его приход не может поколебать душевное равновесие и олимпийское спокойствие принца – "нулевая степень" эмоциональности выдержана актером до конца спектакля. Миронов иногда кричит – на самом деле просто изредка форсирует звук, профессионально напрягая связки. Гамлет Миронова в спектакле Штайна – это "принц без свойств". Все, что о нем можно сказать, исчерпывается некоторыми характеристиками сценического имиджа актера. Титулованный Штайн производит впечатление начинающего тюзовского режиссера (к этому привела его странная идея "просто" рассказать историю Гамлета "современной молодежи"). Розенкранц и Гильденстерн аккомпанируют Гамлету на электрогитарах, принц солирует на саксофоне, безумная Офелия увлекается бардовской песней. В Эльсиноре устроена дискотека. Старый Актер, знаменитый своим монологом о "свирепом Пирре", – это Владимир Этуш. Ректор Щукинского училища появляется почти "под куполом цирка" в костюме и гриме примадонны варьете: в длинном концертном платье, белокуром парике и с накладными ресницами. "Ты же народный артист, — обращается Гамлет к Актеру, — какого черта ты этим занимаешься?!" "Кушать хочется, принц!" — с большим чувством собственного достоинства отвечает Этуш. Единственная горькая, но точная шутка в спектакле. В роли первого и второго Могильщиков выступят критики.