"БОРИС ГОДУНОВ": СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ПОЛИТИКОВ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Газета "Деловой Урал"
02.11.2000
Ирина Богданова

Мировая премьера – спектакль "Борис Годунов" по пьесе А.С. Пушкина в постановке Деклана Доннеллана – состоялась в Челябинске. ... По уникальности, масштабности, прозорливости Доннеллан сравнивает Пушкина с Шекспиром, и зритель постоянно ощущает правомерность этого сравнения.

Интересно также, что Доннеллану удалось освободиться в своей трактовке "Бориса Годунова" от сложившегося стереотипа восприятия темы сквозь призму оперы Мусоргского. Акцент в опере, как известно, делается на так называемую "русскость". У Доннеллана подход иной. Он решительно освобождает пьесу от ориентации на сугубо русский контекст происходящего. Деклан Доннеллан настаивает на том, что подобное могло и может случиться в любое время и в любом месте, столь универсален сценарий вневременных политических игр.

Указаний на универсальность повествования в постановке достаточно. Костюмы актеров не только исторические, но и современные. Есть намек и на тридцатые годы нынешнего столетия. То же и в декорациях, а точнее, почти полном их отсутствии. Предметы реквизита – от символа царской власти, скипетра, до пишущей машинки и цветного телевизора.

Вообще интересных, неординарных приемов у этого режиссера множество. Он активно использует, к примеру, принцип "параллельного действия", когда в одной сцене сталкиваются, существуют два и более временных пространства. Все это делается для того, чтобы зритель не скучал, был в постоянном напряжении, по-настоящему сопереживал.

Жаль только, что в огромном, мрачном, не приспособленном для театральных зрелищ Дворце спорта голоса актеров терялись, не успев долететь до ушей зрителей, было плохо слышно и почти ничего не видно. В этих условиях, кроме прочего, созерцать актеров приходилось лишь сбоку. Сценой служил установленный посередине зала подиум, актеры перемещались туда-сюда по заданной прямой.

Из актерских работ я бы отметила, пожалуй, три: исполнение Александром Феклистовым роли царя Бориса, Евгением Мироновым – роли Григория Отрепьева и самым младшим участником, школьником Сашей Костричкиным, ролей царевича Дмитрия, сына Годунова – Федора, мальчика Хрущева.

Александр Феклистов в роли Годунова узнаваем и убедителен. Самоуверенный, жестокий, он похож сразу на нескольких политиков, и в то же время царь Борис Феклистова – уязвим и жалок, ибо, по Пушкину, "жалок тот, чья совесть нечиста".

Григорий Отрепьев в исполнении Евгения Миронова – ловок, хитер. Это профессиональный мошенник, пройдоха и аферист, казалось, сам способный поверить в то, что он воскресший из небытия царевич Дмитрий; использующий в своей игре, как пешек, все и всех, даже свою возлюбленную Марину Мнишек (актриса Ирина Гринева).

Саша Костричкин хорош своей детской непосредственностью, свежестью восприятия пушкинского текста. ...

Что и говорить, "Годунов" – запоминающееся, привлекательное зрелище, рассчитанное на успех. В том числе, кстати, кассовый. Это читается между строк, а уж к достоинствам или недостаткам (по нынешним временам) относится, Бог ведает...