ГОДУНОВ ПРОИГРАЛ ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ

Газета "Вечерняя Москва"
19.06.2000
Ольга Фукс

А. Пушкин, "Борис Годунов", реж. Д. Доннеллан (Великобритания)

От "Бориса Годунова" Деклана Доннеллана отговаривали, как могли – ведь стольким соотечественникам поэта эта "внесценичная" пьеса оказалась не по зубам. Однако Доннеллан, не отягощенный комплексом великой ответственности перед классиком и даже не видевший ни одной постановки "Годунова", остался при своем намерении сделать "Бориса" с русскими актерами, многие из которых уже не в первый раз участвуют в проектах Конфедерации театральных союзов. Результат на сцене МХАТа им. Горького можно видеть до 25 июня включительно.

Режиссер с удовольствием аранжировал слово (священного трепета перед которым не испытывает) действием – подобным образом джазисты обращаются с классическими мелодиями. Василий Шуйский (Авангард Леонтьев), хитря с Годуновым (Александр Феклистов), играет с ним в прятки, прячась за монахами в крестном ходе, Гришка Отрепьев (Евгений Миронов) моет старца Пимена (Игорь Ясулович), а тот, воздев к небу указующий перст, на деле просто подставляет подмышки для мочалки. Лжедимитрий, волнуясь перед свиданием с Мариной Мнишек (Ирина Гринева), кидает издалека монетки в фонтан – загадывает удачу. А после, измотанный борьбой за душу (а затем и за тело) Марины, вылавливает монетки из фонтана. И так – на каждый эпизод. К тому же Доннеллан вовсю использует свой фирменный прием параллельного действия – когда на сцене переплетаются сразу две сюжетные линии. Писатели в таких случаях пишут "тем временем...", а режиссер сценическое время экономит, спрессовывает и не дает зрителю заскучать.

Вдоволь поиронизировал Доннеллан и над современными технологиями обработки массового сознания, которые в России, да и в Англии, наверное, работают по одной схеме. Народ за несколько лет устает от любого самого прогрессивного правителя. Важно вовремя уловить эту усталость и повести грамотную информационную войну (телешоу популиста Лжедимитрия, телеобращение Гаврилы Пушкина). И тогда народ – тот самый, которого у Пушкина принято было считать главным и положительным героем, – начнет сыпать банальными формулировками, соглашаясь с победителем, чья сила – в "мнении народном".

С актерскими талантами Игоря Ясуловича, Авангарда Леонтьева, Александра Ильина (отец Варлаам), Александра Ленькова (сначала забитый отец Мисаил, затем – бесстрашный Юродивый) английский режиссер обошелся как хороший хозяин, использовав все их достоинства и не ставя на них рискованных экспериментов. А вот для Евгения Миронова выстроил центральную и лучшую роль в спектакле (одну из лучших и в мироновском репертуаре). Миронов доказал, что Отрепьев-Самозванец – не просто исторический персонаж, но артистичный мистификатор с богатейшим воображением. Эта роль – для настоящих актерских трансформаций, которые Миронов проделывает с блеском. В монастыре он – убогий инок с косицей, который зачитался пименовской рукописью и сочинил для нее авантюрное продолжение. На литовской границе – подленький мужичонка, хитрый от страха. У поляков – аристократ до мозга костей. А под Москвой – усталый полевой командир, герой без страха и упрека. Даже его сухая рука (по Пушкину – "одна рука короче другой"), точно навсегда прикрученная к телу – и в танце, и в битве, и в любовной сцене, – следует этим актерским метаморфозам: врожденное увечье превращается в элемент военной выправки.

А вот Борис Годунов Александра Феклистова оставил ощущение непродуманности и непридуманности роли. Мы как-то больше привыкли к тому, что Борис Годунов у актера получается чаще, чем "Борис Годунов" у режиссера. В Годунове русскому актеру всегда есть, что поиграть. Например, бремя высшей власти, как у Олега Ефремова. Или отчаянную надежду убийцы на то, что его жертва осталась в живых, как у Валерия Ивченко из БДТ. Но Деклан Доннеллан – режиссер действия, а не сомнений и тягостных раздумий – нашел для актера только внешний рисунок.

Это первая ложка дегтя в бочке меда. Вторая – совершенно непонятная для второго дня премьеры незаполненность зала. Но это задачка уже скорее для театрального менеджера. Ведь зрительский интерес – такая же непредсказуемая штука, как народная любовь.