ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОЙ ПРОФЕССИИ (О ЛЕОНИДЕ ТИМЦУНИКЕ)

Журнал "Театр" №1
2004
Е. Маркова

... Сегодня послужной список Тимцуника-постановщика выглядит внушительно. ... Но особо нужно отметить две его работы – в "Превращении" (режиссер Валерий Фокин) и в "№13" (режиссер Владимир Машков). Авторы восторженных статей по поводу того и другого спектакля на разные лады излагали одну и ту же мысль: ничего подобного видеть на сцене драматического театра им не доводилось. С этим можно было бы согласиться, если прибавить всего одно слово – "отечественного". Потому что аналоги подобной образной структуры, наличествующие в "Превращении" и "№13". Все мы могли видеть и в спектаклях Дж. Стрелера, с актерами которого подолгу занимался Этьен Декру, и в спектаклях Барро, который был первым учеником и отчасти соратником Декру, и у самостоятельно осваивавшего достижения Декру Питера Брука. Иначе говоря, во многих спектаклях, которые составили золотой фонд мирового театрального искусства второй половины ХХ века. В эту линию вписываются и отечественные спектакли, созданные, как принято говорить, при участии Леонида Тимцуника. ... Для него все счастливо сошлось в спектакле "№13", где Тимцуник и пластику поставил, и сам сыграл фантасмагорический персонаж – мертвое тело. Да как сыграл – придал расхожей "хорошо сделанной пьесе" стильное, ироничное звучание. Вместо того, чтобы быть в полной неподвижности, как и полагается мертвому телу, его герой чуть ли не канкан отплясывает и по стенкам бегает, однако зрителей ни на секунду не покидает впечатление, что перед ними – мертвец. ...