ЧУДЕСА НУМЕРОЛОГИИ

Газета "Ведомости"
19.04.2001
Елена Ковальская

Политика Олега Табакова по возвращению в чеховский МХАТ публики наконец-то увенчалась успехом. Во всяком случае, будет пользоваться успехом последний мхатовский спектакль. Мало того что имена его режиссера (Владимира Машков) и главных исполнителей (Авангард Леонтьев и Евгения Миронова) обладают магическим действием на публику. Чтобы назвать "Номер 13" успешным, есть резоны и посущественней: он оказался самым правильным спектаклем из тех, что вышли в этом году в столице.

Правильным оказалось уже само решение Олега Табакова опереться на "своих". У Владимира Машкова было немного режиссерских работ в Москве, но каждая – будь то сверхдорогая "Трехгрошовая опера" или сверхэнергичный "Смертельный номер" – делала аншлаги. В "Сатирикон" сложно было купить билет, на малую сцену МХАТа халявщики-студенты пробирались через крышу. Оформлять новый спектакль был зван Александр Боровский, мастер самоигральных декораций (конструкции, чьи эффектные трансформации могут компенсировать плохую игру актеров) и главный художник Театра Табакова. На этот раз он затянул всю сцену шотландкой, соорудил в ней полдюжины дверей и створок, чье хлопанье задает ритм актерам, а из обрезков шотландки выкроил новую мхатовскую чайку для занавеса.

Что до актеров, то мхатовцев занято сам-другой, остальные – кто откуда, в том числе и из "подвала". И это тоже правильно: новички на мхатовской сцене всегда находятся в тонусе. Но самым правильным оказался выбор текста. Эта современная английская пьеса сделана по веками испытанному закону: в то время как большинство европейских драматургов пишет о распаде связей и скитаниях в хаосе одиноких душ, Рэй Куни написал классическую комедию положений (она была признана в Лондоне лучшей пьесой года и получила премию Лоуренса Оливье). Политик (Авангард Леонтьев) решился вместо парламентских дебатов провести время с секретаршей в гостиничном номере, за что и поплатился. До постели у них так и не дошло: фрамугой убило заглянувшего в окно мужчину и запахло скандалом. Труп (роль Леонида Тимцуника – одна из самых эффектных в спектакле) пытались спрятать в шкафу, оттранспортировать в парк, а он оживал и снова погибал. В номер являлись управляющий гостиницей, имеющий виды на мужественность политика (Сергей Беляев), робкий секретарь политика (Евгений Миронов), за ними прибыл ревнивый муж секретарши (Игорь Золотовицкий) , время спустя – плотоядная жена политика (Александра Скачкова). Каждое новое явление провоцирует комическую ситуацию, герои вываливаются из шкафа, вылетают из спальни, входят в окно и врываются в дверь. Убийственная фрамуга стучит с интенсивностью гильотины в годы Великой французской революции, проигрыватель извергает фейерверк, и труп ходит по стенам. Женщины сбрасывают платья с поспешностью больных на приеме у терапевта, стук в дверь переходит в сплошную барабанную дробь, а шехтелевские интерьеры рискуют пострадать от сотрясаний в зале. Если и есть что-то неправильное в "Номере 13", так это количество комических положений – их хватило бы на целый репертуар Театра сатиры. Но тем существенней итог: у Владимира Машкова достало фантазии придумать фокус для каждого эпизода, актерам хватило сил и энергии все это разыграть, сохраняя четкость дикции в бесконечных скороговорках и не теряя ритма, который только ускоряется к финалу. Вообще-то, три часа для комедии положений и три часа истерического смеха для публики – это, пожалуй, слишком. Но, разговляясь после Великого поста, кто же сумеет не хватить лишнего?