ПОХОЖДЕНИЯ МУЖСКОГО ТЕЛА

Газета "Вечерняя Москва"
11.04.2001
Ольга Фукс

Как актеры "Табакерки" "подставляют плечо" МХАТу

Все смешалось в доме Табакова (точнее, в домах). На Новой сцене МХАТа выпустили премьеру спектакля, который юридически принадлежит "Табакерке", по "Опасным связям" Шодерло де Лакло в постановке финского режиссера Райя-Синикки Ранталы. А вслед за этим на большой сцене МХАТа и уже под маркой МХАТа выходит (точнее, выстреливает, выпаливает – если говорить об энергетике) комедия "№13" Рея Куни в постановке Владимира Машкова, где играет сборная команда на основе все той же "Табакерки", и из десяти персонажей только трое достались мхатовцам. Оба спектакля оформил главный художник "Табакерки" Александр Боровский. Ему же принадлежит и пародия на мхатовский символ (чайка на занавесе) – такая же чайка, но в шотландскую клеточку.

...

Они и покойник

Когда мне говорят, что в театре поставили "веселую комедию", у меня обычно портится настроение от предчувствия невеселого и бессодержательного вечера. Но к Владимиру Машкову это не относится – он владеет каким-то алхимическим секретом счастливого и заразительного смеха. И никакой американский прагматизм, к которому Машков наверняка привык за время своей голливудской карьеры, не перекроет его шальное витальное хулиганство на сцене. "№13" – это классический пример комедии положений и очень честная работа: задачу, поставленную Олегом Павловичем перед своим любимым enfant terrible, – развеселить публику до изнеможения и принести во МХАТ вкус громкого шумного успеха – Владимир Машков выполнил на 200 процентов.

Выводя МХАТ на новый виток его истории, Олег Табаков предпочитает опираться на друзей. И потому в "№13" играет "современник" Авангард Леонтьев (соратник по созданию "Табакерки"), "цыплята Табака" Евгений Миронов, Сергей Беляев, Сергей Угрюмов и Марианна Шульц, один из самых гуттаперчивых актеров Москвы сатириконовец Леонид Тимцуник в роли "тела мужского средних лет" и другие.

Так вот, о теле. Помощник английского премьер-министра (Авангард Леонтьев) решил провести пару часов в постели гостиничного номера с секретаршей (Янина Колесниченко) в перерывах между дебатами. Пока лорд разоблачался в спальне, а разоблаченная уже секретарша прохлаждалась около открытого окна, в окно с балкона заглянул мужчина (Леонид Тимцуник), которого тут же пришибло разболтавшейся оконной рамой. Горе-любовникам пришлось думать, куда бы спрятать новоиспеченный труп, избежав политического скандала. И не бойтесь, что я перескажу вам сюжет, который до премьеры охранялся от любопытствующих, как государственная тайна. Рассказанное здесь – только тысячная доля тех ситуаций, куда по очереди подключаются робкий секретарь помощника (Евгений Миронов), ревнивый муж секретарши (Игорь Золотовицкий), сексуально истомившаяся жена помощника (Александра Скачкова), добропорядочный управляющий (Сергей Беляев), плутоватый официант (Сергей Угрюмов), чопорная сиделка мамы секретаря помощника (Марианна Шульц), услужливая во всех отношениях горничная (Екатерина Галахова), да еще и недобитый "труп" оживает, хоть и теряет память.

Ситуации провоцируют одна другую, набирая мощь и скорость снежной лавины в горах. Спектакль идет около трех часов, а выдержан, как спринтерская стометровка, когда бегун вдыхает на старте, а выдыхает на финише – один раз. Через десять минут после начала актеры уже могут не договаривать фразы – они попросту тонут в зрительском хохоте. Как тряпкой сползает со стула или ходит по стене "тело мужское", как соблазняет чужих жен и чопорных монашек девственник-секретарь (а они ловятся одна за другой), как откупоривает давно уже начатую шампанского бутылку хитрый официант, как морально страдает при виде мужских потасовок, похожих на объятия, управляющий – истинный натурал, хоть и в шотландской юбке, – этого я вам тоже не расскажу: лучше один раз увидеть.

Говорят, Товстоногов, пуская в свой БДТ постороннего режиссера, предлагал ему для начала поставить комедию – если комедию осилит, то и для театра профпригоден. Можно предположить, что Машков бы этот первый товстоноговский экзамен сдал.