ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ПРИКОЛОВ

Газета "Культура"
12-18.04.2001
Ирина Алпатова

"№13" Р. Куни во МХАТе имени Чехова

Пару месяцев назад чеховский МХАТ изрядно опозорился с первым спектаклем "нового курса", печально известными "Девушками битлов". Шквал критических рецензий шумно обсуждался и в самом театре, и за его пределами. Причем пишущая братия активно порицалась за "некорректность тона", но как-то никто не бросился на защиту "художественных достоинств" вышеупомянутой постановки. Автору этих строк пришлось уяснить для себя, что знаменитая "птичка" с занавеса отлетела уже давно и ловить ее не стоит. Пусть себе свободно летает по залу, как сказал в одной из телепередач режиссер Владимир Машков.

Очередная премьера в рамках "нового курса" была выполнена на несколько иных основаниях. По сути, чеховский МХАТ выступил в качестве прокатной площадки для крепко сделанного антрепризного спектакля, в котором представлены актеры Табакерки, Современника, Сатирикона, "Et cetera" и весьма незначительно сами мхатовцы (двое или четверо из десяти исполнителей, в зависимости от состава). По духу, как утверждает тот же Машков, все они вышли из мхатовской "шинели", просто волею судеб приписаны сейчас к другим коллективам. С этим можно соглашаться, можно спорить. Ясно одно – хуже от этого никому не стало. Артисты приглашены хорошие, а уж Евгения Миронова, вероятно, любой театр рад был бы заполучить в свои ряды. Говорят, что и коренные мхатовцы тоже не в простое, а в процессе репетиций следующих спектаклей.

"№13", кажется, затевался пусть не с единственной, но с главной целью – взбодрить вялотекущую жизнь чеховского МХАТа и привлечь туда публику, которая давно уже эти двери штурмом не берет. В этом смысле эксперимент удался вполне, можно быть уверенным – театральная касса не оскудеет. Имя В. Машкова – приманка мощная. А комедийный жанр в нынешней табели о рангах, безусловно, доминирует. Пьеса Рэя Куни и впрямь смешна и динамична, хотя и без выдающихся достоинств. Куни сотворил типичную комедию положений с участием масочных персонажей. Положений этих – чертова дюжина в квадрате, они наслаиваются друг на друга, не давая героям вздохнуть, и разрешаются, как водится, хеппи-эндом. Вероятно, определенную пикантность увидели авторы спектакля в том, что главный герой – политик. Но это указание перстом в зрительный зал под возглас: "Депутаты же спят", право же, шутка второй свежести.

Итак, помощник премьер-министра Уилли (Авангард Леонтьев) вместо того, чтобы отправиться "на дебаты", запирается с секретаршей (Янина Колесниченко) в гостиничном номере 13. Но от грехопадения его удерживает череда нелепых случайностей. То частный детектив (Леонид Тимцуник), нанятый мужем секретарши, пришибленный оконной рамой, попадает в злополучный номер в виде трупа. То Управляющий (Сергей Беляев) все время является некстати, заставая Уилли в пикантных положениях с представителями сильного пола. То Официант (Сергей Угрюмов) опустошает карман политика, навязывая различные услуги. То туповатый обманутый муж (Игорь Золотовицкий) крушит все подряд. То секретарь (Евгений Миронов) никак не может разобраться с трупом: его подвешивают в шкафу, утрамбовывают в инвалидную коляску, заставляют "танцевать". Пока тот в конце концов не восстает из мертвых, правда, потеряв при этом память. В общем, каждые 30 секунд что-нибудь да случается, возводя комическую путаницу в ранг всеобщего хаоса.

Художник Александр Боровский, полюбивший в последнее время функциональные декорации-домики, и на сей раз верен себе. Стены номера 13 обшиты клетчатой тканью дорожного чемодана и скрывают в себе массу потайных дверок, шкафов, ящичков. От малейшего кашля то и дело падает оконная фрамуга, легкие притопы включают музыку и вызывают фейерверки (виден почерк иллюзиониста-консультанта Р.Циталашвили). Все это вместе и порознь активно работает на общий комический эффект, включая замечательные пластические вариации Л. Тимцуника, предложенные им как самому себе в качестве "трупа", так и прочим участникам действа.

Понятно, что этот комический эффект, и взрывы хохота в зрительном зале, и бурные овации в ответ на какой-нибудь очередной трюк возникают не сами по себе, а благодаря стараниям режиссера В. Машкова и актерской отзывчивости, в первую очередь Е. Миронова и А. Леонтьева. Эта парочка может блестяще сыграть все что угодно, в любом жанре. Но здесь они отнюдь не предоставлены самим себе, а четко движутся по намеченному Машковым маршруту. Режиссер постарался на славу, явив чудеса фантазии и изобретательности. Его энергетика бьет ключом и порой не замечает, что становится чрезмерно агрессивной в своих попытках во что бы то ни стало "сделать нам смешно". Количество трюков на единицу сценического времени порой зашкаливает за те пределы, которые зритель способен воспринять. К тому же в подобной ситуации не обошлось без повторений, и даже высокий комедийный накал порой грешит монотонностью.

Но это, конечно, мелочи. Стоит убрать немного масла, и каша станет вкуснее. Или просто со временем перемешается получше. Вот только, как ни крути, не покидает коварная мыслишка о том, что чеховский МХАТ все же остался где-то на обочине этого спектакля.