"ОРЕСТЕЯ" ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНОЙ КРИТИКИ

chekhovfest.ru

Бернд Зухер. "Sueddeutsch Zeitung" №24

... Что же отличает эту постановку от немецкой? Она стала более степенной, более красивой, более четкой. Менее дидактической. Зальцбургская шекспировская работа Штайна оказала влияние на этого Эсхила. "Орестея" – монументальное, живое полотно. Совершенное и возвышенное. Мощная по слову трагедийная партия, представленная изящнейшим образом. Мойделе Биккель незначительно изменила, украсила игровое пространство, созданное для Шаубюне Эрнстом Германом. ... Московская "Орестея" – великий, захватывающий спектакль ... Он [Штайн] создал музыку слова великой красоты и силы. Арии, дуэты, фуги, хоры, которые сливаются во впечатляющий голосовой оркестр. Он доверяет слову то, что нельзя не дооценивать в потоке мизансцен. Он отваживается – и выигрывает – на сценическую интерпретацию, не подчиняющуюся требованиям никакой моды, и утверждает театр как место, где главное действующее лицо – слово. ... Постановка знакомит русских, и впервые, с этим великим, может быть величайшим, текстом для театра. ...

Майкл Биллингтон. "Гардиан"

... Ни в одной из виденных мной постановок, будь то Питер Холл, Мнушкина или Ронкони, величественное многоцветье эсхиловой трилогии не было воплощено на сцене так ясно и живо. как в спектакле Петера Штайна ... Каждый момент трагедии в постановке Штайна соразмерен с масштабом человека, и в то же время режиссер в полной мере использует свое удивительное умение пробудить коллективную народную память. ... Я слышал, как кто-то сравнил финальный хор в "Орестее" Штайна с "Одой к радости" Бетховена. Естественно, Штайн не стремился к этому, да и само сравнение вряд ли можно назвать удачным. Но воплощенная Штайном на сцене убежденность, что демократия и свобода существуют, по крайней мере, как возможность, позволяет говорить о спектакле не только как о блестящей политической аллегории, но и как о глубоко гуманистическом произведении. ...

"Algemeine Zeitung" 27.09.1994

... Легендарная "Орестея" Петера Штайна, как и прежде, свежа и захватывающа. Русские актеры и, в первую очередь, актрисы, наполнили строгую форму штайновской "Орестеи" вибрирующими эмоциями и нескончаемой экспрессией. ...

О.Кт. "Нувель Обсерватер"

... Штайн не осовременивал Эсхила, он поведал очень древнюю и новую, как мир, историю, используя ослепительно яркие образы. Древнейшая история прекрасно сочеталась с самой совершенной сценической техникой, а ирония Запада – с трагедией глубочайшей силы. ...