СЕЗОН 1995-1996 ГГ.: "КАРАМАЗОВЫ И АД", ТЕАТР "СОВРЕМЕННИК"

Московские спектакли: новый русский театр, 1991-1996 гг.
1997
Джон Фридман

В новой постановке театра "Современник" "Карамазовы И АД" по мотивам романа Достоевского есть практически все, чтобы гарантировать успех.

Спектакль был поставлен Валерием Фокиным, который в последние годы вновь подвердил свою репутацию как один из талантливейших московских режиссеров. Фокин опять работает с ярким и нетривиальным композитором Александром Бакши, с которым сотрудничал в своих блестящих постановках "Нумер в гостинице города NN" и "Превращение". В главной роли Ивана Карамазова – восходящая звезда Евгений Миронов, недавно завоевавший высшую кинематографическую награду России – премию "Ника" – за работу в фильме "Мусульманин".* Старца Зосиму, эталонный образ мудрого монаха, созданный Достоевским, превосходно играет в двух сценах популярный киноактер Михаил Глузский (впечатливший публику редким для себя выходом на сцену в прошлогоднем спектакле "Уходил старик от старухи"). И вдобавок Игорь Кваша, ведущий актер и один из основателей "Современника", выступает эффектным седовласым Федором, беззастенчиво развратным и частенько комичным патриархом злополучного семейства Карамазовых.

Так почему же сие действо так пресно и неувлекательно? Некоторые отгадки кроются как раз в том, что делало проект на первый взгляд столь многообещающим.

Евгений Миронов, светлый, чрезвычайно подвижный актер с добрым лицом и теплым обаянием, никак не соответствует роли сверхинтеллектуального Ивана. При том, что постановка Фокина вполне могла бы называться "Иван и ад", поскольку в центре внимания находится именно Иван, его битва с идеей о Боге, допускающем существование зла, и многократные схватки с парой искушающих его чертей (Авангард Леонтьев и Александр Кахун). Будучи по сути своей милым соседским парнишкой, Миронов хорошо вписался бы в роль набожного младшего брата Алеши (бесцветно сыгранного здесь Дмитрием Петуховым) – но с Мироновым у руля, захватывающего срыва в экзистенциальную тошноту "достоевщины" так и не происходит.

Чувственный старший брат Дмитрий в исполнении Сергея Гармаша искреннен, хоть и не потрясает. Василий Мищенко приемлем в роли Смердякова, незаконнорожденного брата, который убил отца, думая, что делает это с благословления Ивана.

В защиту актеров нужно заметить, что из самой пьесы мало что можно извлечь для построения роли. Создается впечатление, что, сокращая роман до 13 драматических сцен и слегка изменив их хронологический порядок, Николай Климонтович стремился сохранить именно те внешние признаки, что формируют шаблонное представление о Достоевском и никак не помогают проникнуть в его внутренний мир. Результат – обрубок литературного текста, перенесенный на сцену без каких-либо встроенных драматических эффектов, преобразующих или переосмысливающих оригинал. Без этого акта сотворчества – театра не происходит. С таким же успехом можно просто прочесть роман.

Как и в предыдущих постановках Фокина, цокающая, тикающая, шипящая музыка Бакши то раздается за спиной зрителя, то слышится из-за кулис. Но то, что так впечатляло в легкоуправляемых малых пространствах двух его последних спектаклей, теряется в большом зале "Современника": м````````````````узыка остается набором случайных звуков, не способных создать ощущение атмосферы. К тому же темные, тяжелые декорации Вольдемара Заводзинского столь метафоричны, что граничат с банальностью. Сквозь трещины в стенах пещерообразного "цивилизованного" интерьера пробиваются слои земли, корней и камней – видимо, с намеком на то, что, подобно другим известным персонажам Достоевского, эти люди живут "в подполье". В первый ряд партера выдается прозрачный, похожий на террариум гроб, из которого в начале действия встает мертвый отец; на его место ляжет Смердяков, когда совершит самоубийство.

Учитывая количество инсценировок Достоевского, появившихся в последнее время, "Карамазовы И АД" – просто очередное "лицо в толпе". А Фокин, ходит слух, уже работает над следующим проектом. Поговорим лучше об этом.

*ПРИМ. САЙТА: Премия, присужденная Евгению за фильм "Мусульманин", была в действительности призом российской кинокритики "Лучший артист года". Премию "Ника" за лучшую мужскую роль он получил в предыдущем году за работу в фильме "Лимита".


[Перевод Надежды Шифриной для Официального сайта Евгения Миронова]