СЛУЖБА ПРОШЛА

Газета "Коммерсантъ Украина" №21
13.02.2006
Богдана Галка

"Страсти по Бумбарашу " сильно опоздали в Киев

Мюзиклом "Страсти по Бумбарашу " завершил двухдневные гастроли в Киеве Московский театр-студия под руководством Олега Табакова. Спектакль, действие которого происходит в эпоху гражданской войны, гораздо больше рассказал зрителям о бурных 90-х годах прошлого века.

Нынешние гастроли "Табакерки" для столичных театралов, два вечера подряд штурмовавших здание Театра оперетты, оказались не уроками сценического мастерства, как ожидали многие, а чем-то вроде лекций по истории. Повторить предлагалось, конечно, не события прошлого, к примеру, из эпохи гражданской войны (действие мюзикла о Бумбараше разворачивается в эти годы). Исторической стала сама атмосфера спектаклей-ветеранов, привезенных в Киев. Во всяком случае, по " Бумбарашу ", поставленному в 1993 году, смело можно изучать общественные умонастроения начала 90-х. Самое удивительное, что именно этим, а отнюдь не актерским мастерством спустя почти 15 лет спектакль и интересен.

Сверхзадача режиссера Владимира Машкова вполне очевидна – разрушить монополию захаровского "Ленкома" (в начале 90-х годов еще неоспоримую) на музыкальный спектакль с историческим сюжетом. Разрушить – не значит спеть или станцевать лучше, разрушить – это придумать для музыки другую роль. Спектакли Марка Захарова, при всей изобретательности аллегорий, исключительно серьезны, даже тенденциозны. У авторов нового мюзикла Владимира Дашкевича и Юлия Кима другая цель: превратить музыку в инструмент остранения истории.

Сюжет спектакля, как и легендарный фильм с Валерием Золотухиным, от неоконченной повести Аркадия Гайдара, придумавшего русского Швейка-простака Бумбараша, довольно далек. На пути бравого солдата, который шагает домой с войны, как в сказке, появляются три препятствия – белые, красные и зеленые (разбойничья шайка, в которой верховодит брат Бумбараша Гаврила). Для постановщиков, пожалуй, самое главное, что все три исторические силы решены в анекдотическом масскультовом ключе (с обязательными корнетом Оболенским, Василием Ивановичем и Сонькой-Золотой ручкой) и дистанцированы от зрителя и главного героя. Плюрализм – идол перестроечного и постперестроечного сознания – кажется, впервые опробован на материале, по отношению к которому русскому человеку традиционно положено быть за или против. Оказывается, идеи теперь ветшают быстрее, чем люди: вечный юноша Евгений Миронов (бессменный исполнитель роли Бумбараша ) не обзавелся и дюжиной морщин, а от издержек безудержной толерантности, обернувшейся тотальным безразличием ко всему и всем, пострадать уже успели.

По большому счету, естественный человек, которого играет Евгений Миронов, спектаклю так же не нужен, как и историческая истина, – просто потому, что мир, уставший от истин, очень быстро устает и от своих героев, и от статистов. Словом, чтобы понять, как мы прожили последние 15 лет, стоило сходить на "Табакерку".