"СТРАСТИ ПО БУМБАРАШУ" РАЗЫГРАЛИСЬ НЕ НА ШУТКУ

wworld.com.ua
15.02.2006

В "Страстях по Бумбарашу" Владимира Машкова, сыгранном в Киеве актерами "Табакерки", самыми ярким были две "звезды" – исполнитель главной роли Евгений Миронов и песни Юлия Кима. Вполне естественно, что из двух гастрольных спектаклей театра под руководством Олега Табакова "Страсти по Бумбарашу" вызвали особенную заинтересованность. Одно только имя Евгения Миронова в афише сделало свое рекламно-ажиотажное дело.

Впрочем, гастроли москвичей для киевских театралов – всегда событие. Но последнее время довольно часто зрительские ожидания не оправдываются. Складывается впечатление, что для многих российских театральных продюсеров Киев – лишь как плацдарм для зарабатывания денег. Потому они не гнушаться привозить в украинскую столицу собранные на скорую руку антрепризы, выбирая для этого малоинтересные пьесы. И тем не менее, каждый раз отправляясь в театр, киевские зрители ждут удивления. На это раз спектакль "Страсти по Бумбарашу" зрительских ожиданий не обманул.

Актуальный "пенсионер"

Развернув программку перед началом первого действия, я обратила внимание на дату премьеры спектакля – 1993 год. По театральным меркам – это "пенсионер". Причем во время постановки "Страстей...", Машкову было 30 лет (возраст для режиссера юношеский). А Евгений Миронов был молодым, начинающим актером (школу-студию МХАТ он закончил в 1990 году).

Сегодня же половина актеров, занятых в постановке, имеют отличительный знак в виде звания. Фамилии актеров хоть и менее известны, чем Миронова, но все же достаточно знакомые по кино- и телеработам: Ольга Блок-Миримская, Андрей Смоляков, Ярослав Бойко, Александр Мохов. То-есть, в Киев приехал не "десятый" состав.

Имена создателей спектакля также достаточно звучные – Юлий Ким (создатель драматургического материала), Владимир Машков (режиссер), Александр Боровский (художник). Жанр спектакля в программке указан не был (по слухам, это должен был быть мюзикл). Но происходящее на сцене к традиционному мюзиклу имело весьма отдаленное отношение. Разве что – наличие музыки в большом количестве.

Поначалу кажется странным выбор режиссером драматургического материала для постановки. Хотя если вспомнить год постановки (тот самый 1993), то можно найти немало параллелей с происходящим тогда в стране: развал Союза – действие в спектакле происходит во время развала Российской империи, война в Чечне – на сцене гражданская война начала XX века. Так что "Бумбараш" остается актуальным и по сей день.

Шаржи и гэги вместо пафоса

Сюжетная линия спектакля проста до невероятности, что и позволяет его авторам не заниматься разжевыванием фабульных перипетий. Главный герой спектакля Бумбараш (Евгений Миронов) возвращается в родную деревню с первой мировой войны. Прошло четыре года. И как водится – любимая замужем за родным братом. Брат подался в банду. Лучший друг "проповедует" коммунизм. "Отвоевавшийся" во всех смыслах, Бумбараш мечтает о простой жизни вне окружающих конфликтов. Метания меж всех огней приводят к потери и брата, и любимой, и друга. Вот вам и актуальность. Простой маленький человек хочет "примитивного" счастья здесь и сейчас, за пределами торжества мировой справедливости. Желания вечные, как мир.

В условиях минимальных, но мобильных декораций (на сцене лишь деревенский стол с лавками да обрывки дощатых сарайных стен) разворачивается все действо "Страстей...". Кстати, о названии спектакля. "Страсти" – жанр музыкального произведения. Но также страстями в обиходе мы в шутку называем гипертрофированное эмоциональное восприятие окружающего мира. Что и произошло в спектакле. Соединив в себе черты нескольких жанров, постановка в результате оказалась легкой к восприятию, динамичной и ненавязчивой. Своеобразный стеб, шаржевость персонажей, использование гэгов сняли пафосный налет с темы.

Миронов отыграл с полной самоотдачей

Универсальность актерского мастерства Евгения Миронова стала уже аксиомой. Сыграв целую обойму главных ролей, приобретя узнаваемость, он мог бы работать лишь "лицом". Но он, как и все актеры, занятые в спектакле, играли с полной самоотдачей, сочетая недюжинный драматический талант с умением петь и танцевать (такое нечасто удается увидеть в киевских театрах). В итоге – продолжительные овации.