ВСЕ В САД

Журнал "Итоги" №27
09.07.2002
Марина Зайонц
(по материалам пресс-конференции)

Международный фонд К.С. Станиславского обещает, что Эймунтас Някрошюс поставит в Москве "Вишневый сад". Сам режиссер пребывает в задумчивости

Попытки заманить Някрошюса в Москву предпринимались не раз. Несколько лет назад возникла идея поставить "Гамлета" с Олегом Меньшиковым. Някрошюс кивал, смотрел задумчиво, вроде бы соглашался, продюсеры находили деньги... Чем все это кончилось, известно. "Гамлет" был поставлен в Вильнюсе с литовскими актерами, приезжал в Москву, произвел очередной фурор и до сих пор приглашаем на мировые театральные фестивали.

Сейчас Някрошюс приехал на два дня – смотреть артистов. Руководители Фонда Станиславского уверяют, что договор подписан и у них нет сомнений, что "Вишневый сад" будет поставлен. Премьеру приурочили к столетию пьесы. Репетиции начнутся в мае 2003 года в Вильнюсе, куда на месяц приедут актеры, потом продолжатся в Москве, где и состоится премьера. Самым немногословным, неопределенным и явно растерянным был сам Някрошюс. На вопросы отвечал туманно, делал паузы длиной в минуту: мол, как пойдет, не знаю, могу неделю думать над сценой и ничего не придумать, всякое случается. По поводу прокатной судьбы будущего спектакля ответил скупо: "Она зависит от качества. О чем пока говорить?" Зато устроители были бодры и категоричны: "Спектакли Някрошюса востребованы во всех странах мира, не сомневаемся: коммерческий и фестивальный прокат им обеспечен".

Самое интересное, что, находясь в состоянии восторженного ожидания, все забыли, мягко говоря, неоднозначную реакцию московской театральной общественности на давние някрошюсовские "Три сестры", лет семь назад привезенные. Что тут поднялось! Это Шекспира он может ставить, как хочет, а Чехова не трожь, он наше все. Посыпались абсурдные обвинения в антирусских настроениях и прочей чепухе. Спорили до хрипоты, как будто речь шла не о спектакле, о деле жизни: "Ах, тебе понравилось? Тогда нам не о чем разговаривать".

На нетерпеливый вопрос о концепции "Вишневого сада" Някрошюс ответил "Итогам" так:

— Если бы репетиции нужно было начинать через две недели, я бы отказался. Не готов сейчас ответить. Я должен сесть за текст, перебрать сотни вариантов, для этого нужно время. Должен познакомиться со всеми известными постановками, чтобы не попасть в те же точки.

— Почему Вы согласились именно на это предложение, Вас ведь не впервые приглашают что-то в Москве поставить?

— Потому что я все равно бы скоро начал ставить "Вишневый сад". Тут мы совпали. И для меня как-то нет ничего неожиданного в том, что я в Москве. Я тут учился, показывал свои спектакли, люблю русских актеров и русского зрителя. И думаю, что не будет так уж тяжело работать, как, например, заграницей.

— Знаю, что Вы целый день смотрели актеров. Но Вы ведь многих просто не знаете. Неужели Вы просите их что-нибудь почитать?

— Нет, ни в коем случае. Для актера это унизительно, он столько уже сдавал экзаменов, показывал себя во всех видах. Я не в первый раз так делаю – поговорю с человеком, и все. А потом, знаете, иногда мне нужен именно плохой артист, который просто выполнял бы свою функцию. Для меня в первую очередь важны человеческие качества, а талант – на втором месте. Потому что дистанция, на которой мы вместе должны продержаться, длинная, и бывает всякое, бывают черные дни, провалы. Тут важно спокойствие. Мне казалось, что распределение можно будет легко сделать. Но я два дня смотрел на таких известных артистов, что теперь в растерянности. Не решаюсь выбрать. Надо сделать паузу и подумать.

— Знаю, что со времени последней Вашей премьеры Вы несколько раз меняли название следующей постановки, говорили о "Чайке", о "Фаусте".

— Это сплетни. Мало ли о чем я думал, об этом никто не знает.

— Но все же эти названия возникали, пусть даже в мыслях, а потом Вы от них отказывались. Может ли так случиться, что Вы откажетесь и от "Вишневого сада"?


После большой паузы:

— Нет, думаю, что нет.

На вопрос о том, кто из артистов приглашен показаться Някрошюсу, все молчали как партизаны. На пресс-конференцию пришла Людмила Максакова, и, надо думать, она в числе претендентов. В кулуарах бродят слухи об Олеге Меньшикове, Алексее Петренко, Оксане Мысиной, Галине Тюниной. Сумеют ли наши звезды пройти длинную дистанцию, сохранив спокойствие, и те ли это актеры, что нужны Някрошюсу, – вопрос серьезный. Очень хочется надеяться, что проект не развалится, не начавшись. Впрочем, известно, что Някрошюс однажды не выпустил уже готовый и, как говорили вокруг, успешный спектакль. "Я вдруг увидел, что в нем слишком многое направлено на успех. И это меня остановило", – говорит режиссер, ничуть не жалея о содеянном.