РУССКИЕ ВЗЯЛИ ПРАГУ ОБАЯНИЕМ

"Российская газета"
10.12.2007
Алена Карась

"Табакерка" с триумфом выступила в чешской и словацкой столицах

Олег Табаков, едва ли не самый успешный российский театральный руководитель, давно почивающий на лаврах всенародной славы, возглавляющий главный по вложениям и выпуску новой продукции драматический театр страны, а заодно с ним – и маленькую, но золотую "Табакерку", давно бы мог забыть о привязанностях своей юности.

Но он не забыл. И вот уже второй год подряд вывозит "Табакерку" в Чехию – любимую страну своей театральной молодости. Он открыл ее для себя в драматическом и страшном для Чехословакии 1968 году, впервые выехав за границу и влюбившись в Прагу и ее актеров. До сих пор старые пражане с восторгом вспоминают его Хлестакова, которого он сыграл вместе с легендарным Павлом Ландовским (Городничий) в постановке режиссера Яна Качера в пражском театре "Чиногерный клуб". С тех пор Табаков несет в себе память и боль советской оккупации в августе 1968 года: "Я чувствую вину за то, что советские танки вошли в Прагу, и прошу за это прощения", – сказал он очень серьезно на первой встрече с чешскими журналистами.

Он давно мечтал вывезти своих учеников в город своей молодости. Это стало возможным в прошлом году. Сначала в МХТ им. Чехова побывал на гастролях один из самых актуальных и ярких чешских театров – "Дэйвицке дивадло", а в декабре прошлого года пять спектаклей "Табакерки" были с триумфом сыграны на сцене "Швандова театра" на Смихове. Тогда, открывая эти гастроли, Табаков признался журналистам: "Чехословакия была и остается моей первой любовью". Именно поэтому Табаков и Первый Русско-Чешский банк, с чьей помощью гастроли стали возможны, решили начать их в Братиславе.

Там в прекрасном здании Словацкого оперного театра табаковцы сыграли "На всякого мудреца довольно простоты" и "Обыкновенную историю", представив публике все поколения и главных протагонистов своей сцены – самого Табакова (когда-то игравшего в знаменитой "Обыкновенной истории" Сашеньку Адуева, теперь он играет его опытного и циничного дядюшку), Евгения Миронова, сменившего его в роли юного и наивного племянника, и Сергея Безрукова (Глумов в пьесе Островского).

Зал был заполнен до отказа – половину его явно составляли русские, в огромном количестве живущие теперь в Словакии, половину – словаки. Причем не только те, кто помнит Олега Табакова по советским временам, но и совсем молодые, двадцатилетние. Для них с недавних пор кумиром стал Евгений Миронов: скачанный в интернете сериал Бортко "Идиот" ходит по рукам и с восторгом принимается юными братиславцами.

В расчете на отзывчивость и традиционную любовь словаков к России Табаков и решился привезти сюда две свои режиссерские работы, которые в разное время ("Обыкновенной истории" уже около десяти лет) были жестко приняты московской критикой. В Братиславе, кажется, "На всякого мудреца" обрел новое дыхание, а Сергей Безруков, хоть и работал в свойственной ему самодовольной манере, покорил зал энергией, воодушевлением и харизмой.

Эти гастроли вызвали огромный интерес и в среде профессионалов – театральных критиков, историков театра и актеров. Тоска по русской культуре здесь день ото дня сильнее: так, в дни табаковских гастролей, в рамках Фестиваля фестивалей, в Братиславе с огромным интересом смотрели фильм Андрея Звягинцева "Изгнание".

Пользуясь этим ностальгическим чувством, ушлые дельцы умудряются хорошо нагреть руки, выдавая, например, непрофессиональный сброд за хор донских казаков. Что же касается театра, то за последние 10 лет здесь не побывало ни одного серьезного коллектива из России.

И все же, несмотря на горячий прием Братиславы, пражская публика оказалась полна еще большего энтузиазма. Прага встретила "Табакерку" суетой рождественских базаров, тревожным любопытством к итогам российских выборов, афишами группы "Любэ", развешанными по всему метро, и премьерой пьесы Евгения Гришковца "Зима" в постановке какого-то русского режиссера. К показанным в Братиславе здесь присоединился еще и спектакль Миндаугаса Карбаускиса "Похождение" по "Мертвым душам" с Сергеем Безруковым в главной роли. Несмотря на цены – до ста долларов, – все билеты были давно распроданы. В кафе рядом с шикарным зданием "Театра на Виноградах", только что отметившим свое столетие, разодетая русская дама возбужденно говорила своей подруге: "Ты не поверишь: иду на Табакова, на лучшие места в партере!"

Все эти дни огромный старинный зал с ложами и впрямь был забит до отказа. Сотни наших соотечественников, чей стиль одежды явно говорил об их сегодняшнем процветании, горячо приветствовали друг друга в фойе и партере. На каждом спектакле выдавали не больше восьмидесяти наушников – все остальные с наслаждением слушали родной язык.

Среди зрителей были и сотрудники всех шести русских газет, издающихся сегодня в Праге. В этой плотной, хорошо знакомой друг с другом общине мы заметили и нашего колумниста Петра Вайля, который пришел на "Обыкновенную историю" с женой и друзьями, чтобы посмотреть на Евгения Миронова и Олега Табакова, и на мой удивленный вопрос о количестве русских в Праге спокойно ответил: "А чем здесь не жизнь? И от дома близко, и тепло, и приятно".

В Праге и впрямь было на удивление тепло, точно ранняя весна неожиданно заблудилась в ее улочках и площадях накануне Рождества.