НЕЙРОСЕТЬ КАРТЫ МИРА

Газета "Время новостей" №215
24.11.2010
Сергей Хачатуров

Фестиваль "Неизвестная Сибирь" в Лионе

...
Какова типичная программа дипломатических культурных контактов "к случаю"? Казачий хор, Мариинский театр, драгоценности из Кремля, на десерт – Кулик и Звягинцев. Этот набор можно возить куда угодно, показывать где угодно: неприкосновенный культурный запас. На что решилась куратор шедшего неделю (с 15 по 21 ноября) фестиваля Ирина Прохорова? Прежде всего на то, чтобы сломать стереотипы и нарушить "горизонты ожидания". Согласитесь, это большая смелость: вместо Казачьего хора привести возрождающий дух конструктивистского музыкального агитпропа ансамбль металлистов Петра Айду, а вместо Мариинского балета – вертепный, умещающийся в ящичке шарманщика Лиликанский театр Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума. ...

Почти все привезенные в Лион проекты были посвящены тому, как культура осознает свою историю и оживляет ее в дне сегодняшнем, возрождает в модальности от романтической (например, в концерте ансамбля солистов "Студия новой музыки" под управлением Игоря Дронова) до иронической (например, в видео группы "Синие носы", в концерте группы "Елочные игрушки"). А подчас – и в той и в другой (вспоминаются спектакли театра АХЕ, Челябинского театра современного танца). Великий и ужасный русский характер с хирургической точностью препарирован режиссером Алвисом Херманисом, ведомой Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой командой актеров в спектакле Театра Наций "Рассказы Шукшина". И плач обрывает хохот, и все страшно родное, все балансирует на грани, у края бездны... Запомнилось, как реагировали французы – сперва с осторожностью, а в финале вскочили с мест и устроили бурную овацию. ...

С избитыми штампами и ходами культурной дипломатии куратор Ирина Прохорова избавилась на радость всем решительно и беспощадно. Даже открывавший фестиваль респектабельный плетневский РНО предложил программу вовсе незаезженную: маленькие оперы Рахманинова "Алеко" и "Монна Ванна", затем Рапсодию Рахманинова на тему Паганини (солист Николай Луганский) и малоизвестные даже в России прелюдию "Из средних веков" и Шестую симфонию Александра Глазунова. Виртуозное исполнение (помог и хор национальной Лионской оперы) позволило услышать созданные самими российскими композиторами резонансные связи, на сей раз с великой романтической культурой XIX столетия. ...