ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ХОЧУ БЫТЬ, КАК ТАБАКОВ!

Газета "Вечерние вести"
24.03.2010
Валентина Тужина
(по материалам пресс-конференции)

Гастроли московского Театра Наций прошли в Киеве с аншлагами. И это не удивительно! Успев собрать всевозможные театральные награды, "Рассказы Шукшина" в постановке режиссера Алвиса Херманиса уверенно покоряют лучшие подмостки Европы.

На Алтай, за вдохновением...

"Идея инсценировки рассказов классика советской литературы, автора "Калины красной", принадлежала режиссеру, – говорит директор и худрук театра Евгений Миронов. – Я пригласил его поработать в театре, не предлагая материал для постановки. К нашему стыду, никто никогда не использовал рассказы Шукшина – ни в кино, ни на подмостках. Так что это дебют и Алвиса, и Василия Макаровича на российской сцене".

Чтобы актерам было проще вжиться в образы, латыш Херманис даже организовал экспедицию на Алтай, в деревню Сростки, – родину Шукшина. По режиссерскому замыслу, актеры не "изображают" на сцене колхозников 1970-х. Они остаются современными людьми, рассказывающими простые и трогательные истории, которые могут случиться с каждым.

Принцип оформления спектакля – микс минимализма и хай-тека. Деревянный пол, ряд лавок, на которых сидят актеры, а за их спинами – стена из... фотографий. Для каждого из десяти рассказов известный фотохудожник Моника Пормале создала отдельную композицию портретов реальных людей, сделанных во время поездки на Алтай.

"Рассказы Шукшина" у режиссера не связаны в единый сюжет. Они играются как отдельные истории. Каждый из восьми занятых в спектакле актеров "проживает" несколько ролей. "Он безграничен!" – восторженно говорили заядлые театралы об игре Евгения Миронова, который создал блистательную галерею персонажей – чудаков и юродивых. Правда, из-за дороговизны билетов (партер стоил 2000-5000 грн.) многие поклонники актера могли позволить себе лишь места на балконе.

Вечный двигатель

Перед началом гастролей Евгений Миронов пообщался с представителями украинских СМИ. Глядя на него, создавалось впечатление, что энергии этого человека хватило бы на десятерых! Судите сами: вместо того, чтобы почивать на лаврах, снимаясь у маститых Тодоровского и Михалкова, Миронов создает... театр. Став директором и худруком, актер умудряется оставаться организатором и творческим вдохновителем четырех международных фестивалей.

Время Евгений попусту не теряет. Бесконечные киносъемки чередуются в его графике с театральными репетициями. И, согласитесь, что ни фильм – то в самое яблочко! Собирая заслуженный урожай наград за работы в кино – "Ника", "Кинотавр", "Кумир", "Созвездие", – Миронов остается также блистательным театральным актером. Приглашая в новоиспеченный храм Мельпомены режиссеров мирового уровня – Эймунтаса Някрошюса, Питера Штайна, Валерия Фокина, Алвиса Херманиса – директор преследует серьезную цель: организовать на базе Театра Наций культурный центр. Ведь, по мнению Миронова, художественный уровень московских театров оставляет желать лучшего, а уж с новыми именами в театральной режиссуре и вовсе кризис!

"Денег дать?"

"Проблема в том, что сейчас нет режиссеров среднего поколения, а молодых так и подавно! – сокрушается артист. – А если мы сейчас что-нибудь не предпримем, так они и не появятся на горизонте. Ведь через десяток лет возникнет необходимость сменить художественных руководителей театров. Большинству из них нынче за семьдесят!"

В проблеме отсутствия творческой молодежи Миронов винит, прежде всего, теперешние рыночные отношения. "Ну почему, когда мы с Володей Машковым заканчивали учебу, то не смели даже мечтать о квартире или машине?! Нами двигало желание самореализоваться, – негодует Евгений. – Нынче же все отчаянно зарабатывают "бабки". Молодые режиссеры не задумываясь уходят на телевидение снимать всевозможный хлам. С кем работать дальше мне как актеру? Кто будет развивать искусство театра?"

Воспитанный Олегом Павловичем Табаковым, артист равняется на своего учителя, затеявшего нынче строительство школы для одаренных детей. "Там ребята смогут учиться не за деньги, а за талант. А это очень важно! Вы понимаете, я смотрю на Олега Павловича и думаю: неужто он не хочет угомониться и на даче залечь? А у него и дачи-то толком никогда не было! Он даже сейчас, проходя мимо какого-нибудь студента Школы-студии МХАТ, как бы между прочим спрашивает: "Денег дать?" Эта фраза всегда была его любимой. Значит, в главном он остается прежним! И я очень хочу быть в этом похожим на Олега Павловича!"