СПИНОЙ К ЕВРОПЕ

Газета "Ведомости"
21.08.2006
Олег Зинцов

В сезоне 2005/06 русский театр снова начал ощутимо окукливаться. Сегодня это искусство, интересное только нам, – вывозить его за границу бессмысленно. Но проблема не в качестве российского театра. Точнее, не только в нем. ...

Еще недавно, всего несколько лет назад, мерещилось, что новый европейский театр появляется и у нас, причем не только на одноименном фестивале. Что и мы начинаем осваивать современный сценический язык. ... Что строить современный русский театр будут западники, а не славянофилы. Сноровистый, всюду востребованный, чуткий к моде Кирилл Серебренников – а не упрямый традиционалист Сергей Женовач.

Летом 2006-го ситуация выглядит по-другому. В вышедших осенью в МХТ "Господах Головлевых" Серебренникова, тоже инсценировке классического русского романа и хронике дворянского рода, было много занятного, но, в отличие от нового спектакля Женовача, совсем не оказалось цельности. ... Проблему, наверное, стоит сформулировать в подзабытом стиле: есть ощущение, что товарищи театральные новаторы что-то недопоняли. Как нарочно, именно в 2006 г. была переиздана знаменитая книга Владимира Паперного "Культура Два" – написанная в 1970-х диссертация, в которой на примере архитектурного авангарда 1920-х и сталинского стиля 1930-1940-х строилась модель циклического развития русской культуры. Культура Один, по Паперному, – это авангард с его повышенным вниманием к форме, презрением к границам, пафосом революционного разрушения и сбрасыванием классиков с парохода современности. Приходящая ему на смену Культура Два лелеет идеи объединения, изоляции, создания иерархии и построения вертикали. Длительность цикла Культуры Один – примерно 10 лет, Культуры Два – около 30. ...

Реформа бюджетной сферы, полтора года назад дошедшая до театров, вызвала там такую панику, что в итоге закончилась ничем – в этом сезоне о ней никто уже и не вспоминал. Новое поколение режиссуры, о котором было столько шума два-три года назад, на поколение как-то не потянуло. Кирилл Серебренников да Миндаугас Карбаускис – вот и весь список. Серебренников, кажется, в растерянности, свидетельством которой и стали "Головлевы": ему жаль своей "авангардной" репутации, но заявления о том, что ставить надо только новую драму, давно отправлены в архив. Серебренников наверняка чувствует: чтобы соответствовать статусу одного из лидеров русского театра, нужно браться за классику. Чем он и занимается третий сезон, постепенно понижая градус радикализма в режиссуре: "Головлевы", если приглядеться к ним повнимательней, отмечены вполне традиционным постановочным мышлением. Компромисс с Культурой Два Кирилл Серебренников, может быть, еще не совсем нашел, но точно найдет. ...