ШВЕДСКИЕ НРАВЫ ДЛЯ "ДЕНЕЖНОЙ АРИСТОКРАТИИ"

rus.ruvr.ru
20.12.2011
Елена Ларина

Премьера в Театре Наций спектакля "Фрекен Жюли", безусловно, событие сезона, хотя раздраженные разговоры и, возможно, возмущение знатоков творчества Стриндберга она вряд ли избежит. ...

Сегодня это уже классика, и любое ее препарирование кажется кощунственным. А участники проекта Театра Наций посмели адаптировать пьесу к современным российским реалиям и поручили это сделать представителю нового поколения российских драматургов – Михаилу Дурненкову. Для постановки приглашен известный немецкий режиссер Томас Остермайер. ...

Художественный руководитель Театра Наций и исполнитель роли Жана Евгений Миронов признался, что переговоры с Томасом Остермайером длились долго. ...

"Он страшно волновался. Переговоры шли два года. Он всегда ставил без переводчика – на английском, на немецком или на французском. А с переводчиком это очень тонкая работа. Переводчик – это еще один человек, который должен передать мысль. Это могут не понять. Слава Богу, у нас этой проблемы не было. Был хороший переводчик, но не в этом дело. Мы просто понимали все на каком-то другом языке, видимо, на театральном."

В результате адаптации текста пьесы Стриндберга день Ивана Купалы перенесен на полгода и стал новогодней ночью. Фрекен Жюли уже не аристократка, но дочь богатого генерала.

Водитель генерала Жан как человек талантливый и достаточно самообразованный на протяжении всего спектакля пытается вырваться из своих лакейских рамок, увлекается игрой хозяйки, мечтает о новой жизни, но в результате понимает, что спокоен и счастлив только в этой привычной для него лакейской роли с простой служанкой Кристиной рядом. А Жюли, напротив, разорвав социальные границы дозволенного, оказывается разрушенной физически и душевно. Но даже последний выстрел в голову она совершает при поддержке практичного Жана. Роль Жюли исполнила Чулпан Хаматова.

"Девушка не едет с отцом и остается дома праздновать Новый год с персоналом. Только что у нее была очередная неудачная любовь, в очередной раз она поняла, что никому не нужна, что ее никто не любит, а любят только ее деньги. И вот она остается с нормальными людьми, которые пьют пиво, которые общаются друг с другом без псевдовысоких манер. В этом кураже она начинает хулиганить с собственным водителем, упивается этой некрасивой игрой до момента, пока за этим вымышленным антуражем не проявляется его талант рассказчика. А когда она слышит, что ради нее еще и жизнь кончали самоубийством, тут она уже теряет всякие ориентиры и сама уже не понимает, чего она хочет."

Немецкий режиссер признался, что это один из самых потрясающих опытов его работы с актерами. Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд, сыгравшая служанку Кристину, работают действительно блистательно. На протяжении двух часов на сцену падает снег. И от этого все пространство и все предметы как будто движутся, создавая ощущение уходящей из-под ног почвы, когда все события и переживания персонажей в любой момент могут стать перевертышем. И по этому чистому снегу делает свои последние шаги выпавшая из жесткой реальности девушка Жюли.